8–9 августа в Сочи ожидается встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась и требует разрядки. Обе стороны понесли потери, перестрелки стали постоянными, в ход пошла даже артиллерия, а Азербайджан начал переброску тяжелой техники к линии соприкосновения.
В эскалации напряженности стороны обвиняют друг друга. Приводить заявления официальных лиц и ведомств не имеет смысла – они крайне воинственны и носят «предупредительный характер». Незадолго до обострения Минская группа (МГ) ОБСЕ, курирующая переговорный процесс, пыталась организовать встречу на высшем уровне по предложению президента Франции Франсуа Олланда, сделанного им в ходе регионального визита на Южный Кавказ.
На экспертном уровне прозвучали, похоже, санкционированные свыше заявления: встречи ради встреч на высшем уровне потеряли смысл, вести переговоры стоит только тогда, когда они могут принести конкретный результат.
Ситуация же в Нагорном Карабахе постепенно накалялась. Вначале армянская сторона объявила о ликвидации диверсионной группы. В ходе операции по нейтрализации погиб армянский военнослужащий, были ранены гражданские лица. Азербайджанская сторона не согласилась с версией армянской, объявив, что то были не диверсанты, а обычные «карабахские беженцы, соскучившиеся по родным местам». В последующие дни вылазки за линию соприкосновения конфликтующих сторон, если верить сообщениям с мест, приняли систематический характер, а перестрелки и локальные бои вышли даже за пределы Нагорного Карабаха и произошли на границах Азербайджана и собственно Армении.
Баку не скрывает, что проводит крупную передислокацию воинских сил в карабахском направлении. В частности, в субботу руководитель пресс-службы Министерства обороны Вагиф Даргяхлы заявил журналистам, что Азербайджан вправе перемещать военную технику в рамках своих территорий: «Перемещения носят плановый характер и могут проводиться в любом направлении. Мы не обязаны и не будем отчитываться в связи с этим перед кем-либо». Независимые источники в Нагорном Карабахе сообщают, что азербайджанская авиация стала осуществлять облеты линии соприкосновения. Понятно, что армянская сторона не наблюдает за происходящим сложа руки.
Вот на таком удручающем фоне одновременно раздались призывы МИД РФ, Госдепа США, ОБСЕ к Еревану и Баку прекратить провокации и незамедлительно сесть за стол переговоров. А чуть позже премьер-министр Армении Овик Абрамян во время рабочей поездки в один из районов республики сообщил о вероятной встрече Саргсяна и Алиева в Сочи в конце недели.
По словам эксперта по Южному Кавказу Андрея Арешева, резкое обострение на линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе пока не имеет необратимого характера. «Рост напряженности может иметь как внутренние, так и внешние причины. Карабахский конфликт имеет сложную внутреннюю динамику, и все последние годы сопредседатели МГ ОБСЕ создавали скорее видимость его решения. Это выражалось, в частности, в равномерном распределении ответственности за возникающие инциденты на все стороны конфликта, без четкого указания, кто именно заинтересован в эскалации напряженности. Вот и сейчас заявления посредников имеют откровенно беззубый характер», – сказал «НГ» Арешев. Эксперт считает, что Ереван, взявший курс на вступление в Евразийский экономический союз, стал подвергаться системному давлению со стороны Запада, и не исключено, что и рост напряженности вокруг Нагорного Карабаха является составной частью этих системных усилий, притом что в публичной плоскости ответственность будет переваливаться на Москву. «Я не исключаю актуализации и других конфликтов по периметру российских границ – например, в Приднестровье, с тем чтобы создать для Москвы максимально сложную ситуацию, когда придется разрываться между несколькими «фронтами», и кольцо конфликтов вокруг российских границ приобретет все более явственные очертания», – полагает Андрей Арешев. По его мнению, для исправления ситуации необходима более активная позиция российской дипломатии, реализующей самостоятельный внешнеполитический курс, который исходил бы не из узкогрупповых интересов или превратно понимаемой «международной солидарности», а из национальных интересов страны.
Бакинский эксперт, директор клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде согласен с российским коллегой в том, что «события на линии соприкосновения войск в зоне карабахского конфликта впервые за долгие годы подвели стороны к вероятности полномасштабной войны». «Участники конфликта в последнее время стремительно вооружались. В прошлом году режим прекращения огня нарушался более 3 тыс. раз, а за семь месяцев нынешнего года этот показатель увеличился на порядок. При патовой ситуации в переговорном процессе можно было в любой момент ожидать обострения», – сказал «НГ» Велизаде. Политолог выразил сомнение в том, что президенты Азербайджана и Армении встретятся в Сочи в конце этой недели, «может быть, состоятся переговоры между главами МИДов». Ильгар Велизаде считает, что сегодня крайне необходимо активизировать поиск решения проблемы не на основе принятия половинчатых решений, а на основе договоренностей, ведущих к долгосрочному и устойчивому миру. «Нужно говорить не об укреплении режима перемирия, а о подготовке основ для решения проблемы в корне», – заявил «НГ» Велизаде. Он попутно опроверг муссирующиеся слухи о том, что достигнуты некие соглашения по освобождению армянской стороной нескольких районов из так называемой буферной зоны вокруг Нагорного Карабаха в обмен на мир и восстановление отношений. «Это как раз тот самый подход половинчатого решения, о котором я говорил», – считает Велизаде.
Корреспондент «НГ» связался с заместителем руководителя администрации президента НКР Давидом Бабаяном. Он, как и Ильгар Велизаде, опроверг «сведения» об освобождении пяти из семи районов вокруг Нагорного Карабаха. Он также назвал спекуляцией слухи о том, что «между Москвой и Баку идут переговоры о возможном вступлении Азербайджана в Евразийский экономический союз, и Карабах мог бы стать некой разменной монетой в этом процессе». «Это нереальное развитие событий по ряду причин. Возврата к прошлому для Нагорного Карабаха нет и не может быть. Это относится и к статусу, и к границам. Для нас самое главное – обеспечить безопасность Нагорно-Карабахской республики во всех ее границах», – заявил «НГ» Бабаян. По его мнению, не стоит связывать вопрос возможного вступления Азербайджана в ЕАЭС и проблематику Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха. – «НГ»). «Ситуацию с нашими границами надо рассматривать рационально. Если происходит какой-то обмен, то есть изменение границ, то стороны должны проводить линию границы с учетом всех изменений, чтобы они были равнозначны. Предложения об изменении нынешних границ от Азербайджана нам поступали и раньше – скажем, в обмен на газ или другие коммуникации. Но если завтра азербайджанская сторона возьмет под контроль территории и перекроет, скажем, поступление газа, то сумеем ли мы снова вернуть эти территории? Конечно, нет. Поэтому разговоры о достигнутом соглашении по передаче районов Азербайджану – спекуляция», – сказал «НГ» Давид Бабаян. По его словам, единственным путем, который может привести к урегулированию конфликта, остается полноценное участие в переговорах Степанакерта, но «решение этого вопроса Баку затягивает». Напоследок Давид Бабаян сообщил, что в воскресенье, в первой половине дня на линии соприкосновения было намного спокойнее, чем в несколько предыдущих дней.