Генерал-лейтенант Игорь Сергун опасается дестабилизации в Центральной Азии. Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня на Чебаркульском полигоне Центрального военного округа (ЦВО) завершаются командно-штабные учения (КШУ) Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона «Рубеж-2014». Учения продолжают серию маневров, которые в последнее время проводят Россия и ее союзники в связи с возможным ухудшением ситуации в Афганистане. Помимо укрепления военной инфраструктуры Крыма и регионов вблизи Украины обеспечение безопасности на границе с Афганистаном – одна из важнейших задач Минобороны РФ и других структур, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба ВС РФ не скрывает наличие острых проблем, которые Москве и ее союзникам придется решать, в том числе и путем активных военных маневров, в самое ближайшее время. По оценкам начальника ГРУ Генштаба генерал-лейтенанта Игоря Сергуна, сделанным на основе данных «математического моделирования трех наиболее вероятных сценариев развития ситуации в Афганистане», после вывода оттуда международных сил существует значительная вероятность прихода к власти движения «Талибан». При этом, полагает генерал, «будет возрастать угроза переноса боевых действий в соседние с Афганистаном республики Центральной Азии».
Россия и ее союзники к этому, естественно, готовятся. В конце июня войска ЦВО были привлечены к проверочным маневрам, в ходе которых была отработана миротворческая операция, связанная с выводом международных войск из Афганистана. Тогда командующий войсками ЦВО генерал-полковник Владимир Зарудницкий сообщил, что за относительно короткий срок на расстояние свыше 3 тыс. км было переброшено несколько соединений Российской армии.
«Перед войсками была поставлена задача отреагировать на возможные изменения в Центральной Азии», – отметил он, резюмировав, что Россия способна за три дня сформировать армию практически на любом «операционном направлении».
Подобные задачи решаются и на учении «Рубеж-2014». Как сообщает начальник пресс-центра Минобороны Таджикистана Фаридун Махмадалиев, на КШУ оперативные группы от вооруженных сил Киргизии, Таджикистана, Казахстана и России отрабатывают задачи «специальной операции при нарастании внешних вызовов и угроз в одном из регионов коллективной безопасности». В данном случае регион коллективной безопасности – это таджикско-афганская граница. Замысел учений предполагает решение вопросов по перегруппировке национальных контингентов в район выполнения учебно-боевых задач с указанием порядка пересечения государственных границ, транзита по территории других государств, прохождения пограничного и таможенного контроля, противовоздушной обороны и управления. Данные вопросы пока отрабатываются на топографических картах и в боевых документах, однако уже совсем скоро вооруженные контингенты ОДКБ будут решать их на практике.
В конце июля на территории Киргизии в учебном центре «Ала-Тоо» начинаются миротворческие учения ОДКБ «Нерушимое братство – 2014», в которых с российской стороны примут участие оперативная группа штаба ЦВО и подразделения 15-й отдельной мотострелковой миротворческой бригады (ОММсБр). Они будут переброшены из Самарской области в район проведения маневров со штатной техникой и вооружением. Это соединение, полностью укомплектованное контрактниками, в этом году уже не раз покидало зимние квартиры, в том числе передислоцировалось на юго-запад РФ в районы, граничащие с Украиной. По некоторым данным, один из батальонов этой бригады до сих пор находится там. Вместе с тем уже совсем скоро часть сил и средств 15-й ОММсБр будет переброшена в Киргизию.
Задачи по мобильной переброске войск будут решаться и в ходе учений коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2014», которые с 18 по 22 августа пройдут на территории Казахстана. Туда будет переброшен по воздуху миротворческий батальон 31-й ульяновской бригады ВДВ. При этом к решению антитеррористических задач к России и ее союзникам совсем скоро подключится Китай. Как сообщает Минобороны РФ, с 24 по 29 августа на китайском полигоне, расположенном в автономном районе Внутренняя Монголия, пройдет совместное военное антитеррористическое учение вооруженных сил государств – членов Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия – 2014».
На учениях «Рубеж-2014» отражали «угрозы
в одном из регионов коллективной безопасности» Фото РИА Новости |
Обращает на себя внимание тот факт, что в учениях, связанных с отпором возможной агрессии из Афганистана, не участвуют Узбекистан и Туркмения. Эти страны граничат с Афганистаном, и, конечно, боевые действия с участием талибов возможны и в этих государствах. Создается впечатление, что внешние угрозы официальный Ташкент намерен отражать не с участием ШОС и ОДКБ, а со странами НАТО. Позиция «нейтрального» Ашхабада вообще непонятна. Североатлантический альянс сформировал в Ташкенте свое постоянное представительство, а США планируют вновь воссоздать в этой стране военно-воздушную базу. Но так ли это эффективно для Узбекистана и как будет обеспечивать свою безопасность Туркмения?
На эти вопросы нет четких и ясных ответов. Несложный анализ показывает, что сближение Ташкента с НАТО сформирует у талибов ответную агрессивную реакцию. Когда влияние США и альянса в Афганистане спадет, талибы, конечно же, используя Исламское движение Узбекистана (ИДУ), будут пытаться дестабилизировать обстановку в Таджикистане, Узбекистане и Туркмении. Россия и ее союзники по ШОС и ОДКБ Таджикистану помогут. А как быть с другими странами? Учитывая определенную социальную напряженность в Узбекистане, недовольство режимом Ислама Каримова, часть населения может поддержать действия талибов и ИДУ в этой стране. То есть перспективы для Ташкента не очень хорошие.
Возможны проблемы и для Туркмении. По экспертным оценкам, в этой стране значительную роль играют афганская и международная наркомафии. Как отмечает казахстанский аналитик Жандос Майтыбаев, есть факты причастности к торговле наркотиками представителей силовых ведомств Туркмении. По оценкам специалистов по борьбе с наркотиками, 10% от всего объема перевозимых из Афганистана наркотических веществ оседает в стране. Другой казахстанский политолог Досым Сатпаев считает, что Туркмения уже является одним из основных коридоров транспортировки наркотиков, однако общая закрытость страны затрудняет получение информации о наркотрафике. Любая попытка официального Ашхабада изменить ситуацию будет связана с большими конфликтами и возможной сменой руководства страны. Здесь, как и в Узбекистане, возможен сценарий усиления влияния исламистов.