Фото с официального сайта Минобороны России
В Совете Федерации и Госдуме подведены итоги законодательной деятельности в военной сфере за полгода. Как сообщил председатель думского комитета по обороне адмирал Владимир Комоедов, за весеннюю сессию комитет «нес ответственность по 38 законопроектам. Было рассмотрено более 60 различных вопросов».
При этом президент Владимир Путин подписал четыре федеральных закона, связанных с военной тематикой. Однако многие социальные проблемы военнослужащих и ветеранов военной службы по-прежнему актуальны и требуют решения на законодательном уровне.
Подготовленные в Госдуме и подписанные в этом году главой государства военные законопроекты носят общественно ориентированную направленность. Скажем, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу гражданам, обучающимся в интернатуре, то есть процесс медицинского образования для юношей становится непрерывным. Депутаты также поддержали предложение Минобороны о том, чтобы гражданам было обеспечено право выбора – проходить один год службы по призыву или два года по контракту. Президент закон подписал. Документ позволяет военнослужащему, связавшему жизнь с армией, получить квартиру по военной ипотеке, прослужив в армии не шесть, а пять лет. Законодатели увеличили предельный возраст пребывания на военной службе и в запасе. Таким образом, созданы предпосылки для того, чтобы квалифицированные и опытные кадровые военные оставались на военной службе как можно дольше. Хотя, конечно, при этом накладывается определенная ответственность на отставников, резервистов и т.п. Отныне им придется больше времени находиться в запасе, проходить военные сборы, участвовать в проверочных мобилизационных учениях и т.п.
Между тем вопросы, связанные с материальным положением военнослужащих и членов их семей, решаются очень тяжело. В конце прошлого года депутаты Госдумы поддержали предложение Минфина по отмене индексации денежного довольствия военнослужащих. Многие военные депутаты (даже из партии власти) были против. Но их не послушали. Как поведут себя народные избранники при планировании военного бюджета на 2015 год – не известно. Хотя не исключено, что правительство в связи с экономическими проблемами по-прежнему будет настаивать на секвестре военных расходов. Зависли на неопределенный срок предложения, идущие от многочисленных общественных организаций силовиков о повышении пенсий для военных инвалидов, для семей военнослужащих и сотрудников МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Сложно проходит и законопроект о выплате ежемесячной денежной компенсации для семей военнослужащих, считающихся пропавшими без вести. На прошлой неделе он был принят в окончательном, третьем чтении и направлен в Совет Федерации. Правозащитные организации инициировали принятие документа 10 лет назад, когда в ходе второй чеченской кампании значительно увеличилось число без вести пропавших военнослужащих. Но лишь в октябре 2013 года группа военных депутатов внесла его на рассмотрение в Госдуму. «Совет Федерации поддержит данный закон», – уверен глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров.
По его данным, в России около 970 семей военнослужащих, которые пропали без вести во время боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. Именно для этих лиц и инициировано «распространение вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации (ЕДК)». В заключении думского комитета по обороне на данный документ отмечается, что «дополнительные расходы средств федерального бюджета на эти цели составят около 78 млн руб.». Между тем законопроект распространяется и на членов семей военнослужащих, пропавших без вести в других конфликтах, в том числе в годы Второй мировой войны. По оценке Минтруда России, количество членов семей военнослужащих, пропавших без вести только в годы Великой Отечественной войны, которые могут обратиться за выплатой ежемесячной денежной компенсации, может составить до 60 тыс. человек. Дополнительные расходы федерального бюджета составят до 5 млрд руб. Виктор Озеров опасается, что для этих категорий семей ЕДК придется выбивать через суды.
Сенатор от имени 22 организаций, входящих в Общероссийский координационный совет общественных объединений военнослужащих и ветеранов военной службы (ОКС), написал письмо главе государства, в котором просит президента дать поручение правительству рассмотреть вопрос о компенсациях за проезд военнослужащих и их семей к месту проведения отпуска и обратно. «Отсутствие этой льготы для многих военнослужащих отрицательно сказывается на мотивах многих молодых людей стать контрактниками», – комментирует ситуацию ответственный секретарь ОКС, лидер российских военных профсоюзов Олег Шведков. По его словам, сейчас в зависимости от региона для одних военнослужащих существует компенсация за проезд к месту проведения отпуска, для других – нет. К примеру, офицер, проходящий службу в Калининграде, чтобы навестить в отпуске родителей в Приморье, оплачивает перелет туда за свой счет. А офицер, служащий в Приморье, при тех же обстоятельствах летит в Калининград или другую точку России бесплатно.
Таким образом, позиции так называемых военных сенаторов и депутатов по проблемам социальной защиты военнослужащих во многом совпадают с тем, что предлагают общественники. При этом их главным оппонентом выступает Минфин, который рубит на корню законодательные инициативы, связанные с выделением денег на те или иные проекты. Это выглядит симптоматично, поскольку проблемы, которые в последнее время поднимают военные законодатели и общественные организации, касаются, как правило, вопросов социальной справедливости, защиты малоимущих, повышения престижа военной службы, а по существу – обеспечения авторитета государства, защиты его оборонных интересов. Руководство страны, видимо, должно прислушиваться к таким требованиям. Решения, которые будут приняты по этим проблемам, должны соотноситься в первую очередь с интересами государства и общества, а не с требованиями лоббистов.