Фото с сайта Минобороны РФ (mil.ru)
Президент Владимир Путин высоко оценил результаты внезапной проверки Центрального военного округа и Воздушно-десантных войск, о которых ему доложил министр обороны Сергей Шойгу. Действительно, впечатляет, когда всего за несколько суток на огромной территории разворачиваются две армии и два соединения ВДВ. При этом целая дивизия с техникой плюс к этому десантно-штурмовая бригада были переброшены по воздуху на расстояние почти 3,5 тыс. км.
Была не просто проверена мобильность войск, но и отработаны практические действия десантников и мотострелков при проведении миротворческой операции на незнакомой местности. Проверяли боеготовность войск Центрального военного округа, по словам Сергея Шойгу, в том числе для «отработки сценариев, связанных с выводом коалиционных сил из Афганистана».
В том, что к проверке были привлечены 98-я воздушно-десантная дивизия и 31-я десантно-штурмовая бригада ВДВ, нет ничего необычного. Эти соединения входят в состав Коллективных сил быстрого реагирования Организации Договора о коллективной безопасности, полностью укомплектованы контрактниками, при этом ульяновские десантники подготовлены еще и по миротворческим программам. Кому как не им оттачивать свое боевое мастерство, готовясь к реальным действиям в горячих точках и кризисных ситуациях. И их применение планируется, видимо, не только на территории Центральной Азии. Выступая в минувший понедельник перед дипломатическим корпусом РФ, Владимир Путин заявил, что «наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических до предусмотренных в международном праве гуманитарных операций, права на самооборону». В Киеве и на Западе кое-кто это расценивает как готовность России использовать свои войска на территории Юго-Восточной Украины для защиты русскоязычного населения. А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий в очередной раз заявил, что Российская армия «может в любой момент пойти на Украину». Конечно, может. Но нужно ли ей это?
Думается, что силовой сценарий, направленный на нормализацию обстановки в Донбассе и Луганской области, Москва готовит исключительно как крайнее средство. Еще далеко не исчерпаны мирные способы принудить Киев отказаться от проведения там, по сути, масштабной войсковой операции. При этом вряд ли Москва единолично примет решение о вводе своих войск в Украину. Для этого нужно вновь собирать Совет Федерации, ожидая от Запада более жестких санкций и других антироссийских действий. Скорее всего если ситуация в Украине будет и дальше обостряться, Москва будет склонять мировое сообщество к тому, чтобы организовать в кризисных районах этой страны миротворческую операцию, в том числе, возможно, операцию по принуждению к миру. Если нынешние киевские власти по-прежнему будут настроены на военные действия, то вряд ли обстановка на юго-востоке Украины нормализуется. Гуманитарная катастрофа будет разрастаться. И когда-нибудь в мировом сообществе это осознают.
Зададимся вопросом: насколько выгодна Москве интернационализация военного конфликта в Украине? Если возможная миротворческая операция будет происходить под флагом ООН и в ней примут участие нейтральные страны, то вряд ли такой расклад будет угрожать геополитическим интересам России. Если же в этот конфликт физически ввяжутся страны НАТО, как это было в Югославии, Ливии и в ходе других конфликтов, то скорее всего Москва будет реагировать жестко. И держать мобильные соединения десантников в полной боевой готовности. Тем более что, если рассуждать гипотетически, они в течение трех суток могут быть переброшены в любой конфликтный район Украины. Это возможный вариант, но, конечно же, дорогостоящий как в финансовом, так и в политическом планах. Но когда речь идет о геополитических интересах, российское руководство, как правило, не заостряет на этом внимание. Насколько верна такая позиция, рассудит, видимо, только время.