Повышенное внимание, которое Верховный главнокомандующий в последние годы уделял армии, в нынешних условиях оказалось обоснованным. Фото РИА Новости/Reuters
События в Украине становятся главной головной болью для мирового сообщества. И выход из этой ситуации и Москве, и Киеву, и странам Европы, и США видится в дальнейшей милитаризации. На состоявшемся в Брюсселе заседании министров иностранных дел стран – участниц НАТО тема угроз со стороны России, возможного увеличения потенциала альянса и расширения его на восток была одной из основных. И конечно, получила ответную реакцию Москвы. Представитель РФ при НАТО Александр Грушко заявил вчера, что Россия принимает необходимые меры в ответ на усиление военно-политического блока. При этом он подчеркнул, что любые попытки проецирования силы в направлении нашей страны будут только ослаблять безопасность Североатлантического альянса.
Подобное заявление, свидетельствующее о намерении России укреплять свою обороноспособность, на официальном уровне, устами представителя дипломатических кругов, Москва делает впервые. По отзывам депутатов Госдумы, что-то подобное говорил министр обороны Сергей Шойгу, выступая на прошлой неделе на закрытом правительственном часе в нижней палате парламента. Конечно, Россия давно составила планы по парированию возможных угроз, исходящих со стороны НАТО. Сейчас они претворяются в жизнь. Внешне это выражается в увеличении количества внезапных проверок войск и военных маневров, а также усилении группировок на западном театре военных действий, в том числе в определенной концентрации частей и подразделений на границе с Украиной.
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен такие действия называет новым видом военной тактики Москвы и говорит о решимости альянса укреплять собственную безопасность. Альянс нарастил авиационную группировку в Прибалтике, провел там серию учений и ввел корабли для постоянного патрулирования в Черное море. На очереди – активная военная помощь Грузии и Украине, а также рассмотрение этих стран как главных форпостов для усиления НАТО в регионе и возможного расширения альянса на восток. Руководство НАТО и США требует от своих партнеров увеличения военных расходов как минимум до 2% от валового внутреннего продукта (ВВП). «В настоящий момент, согласно данным НАТО, подобным образом поступают всего четыре страны: США, Британия, Греция и Эстония», – констатирует английская Guardian. Однако нынешняя ситуация в Украине, ссылается издание на мнение Пентагона, «в немалой степени способствует тому, чтобы правительства остальных членов альянса всерьез задумались об увеличении оборонных трат».
Немецкий журналист газеты Welt Кристоф Шлитц считает, что решение об увеличении военных расходов НАТО будет принято на сентябрьском саммите НАТО в Уэльсе. По его мнению, в ответ на действия России альянс лихорадочно разрабатывает ответную стратегию, которая может заключаться в повышении роли сил быстрого реагирования.
Должна быть наращена авиационная составляющая сил НАТО, в том числе увеличено количество военно-транспортных самолетов и аэромобильных подразделений. Для их создания нужны значительные средства. А значит, необходимо повышать военные бюджеты экономически развитых стран. Кристоф Шлитц считает, что руководство альянса обяжет европейские государства повысить расходы на оборону, к чему многие страны, в частности Германия, не готовы. Тем не менее Соединенные Штаты, обеспечивая 70% бюджета НАТО, требуют, чтобы «именно такие богатые страны-участницы, как Германия», повысили свою долю в расходах альянса», – отмечает немецкий журналист. Он прогнозирует значительные дискуссии по этой теме.
«Дискуссии об увеличении военных расходов в 2015–2017 годах будут иметь место, видимо, не только в странах альянса. Россия форсирует свои оборонные программы, увеличивает профессиональную прослойку среди личного состава, более активно наращивает военную инфраструктуру. Плюс необходимо в кратчайшие сроки запустить новые производства предметов военного назначения в связи с возникшими трудностями военно-технического сотрудничества с Украиной. Все это потребует дальнейшего увеличения военного бюджета, который уже в 2015 году может составить около 4% от ВВП», – считает военный эксперт, генерал-лейтенант Юрий Неткачев. В 2014 году расходы на оборону составляют около 3,4% от ВВП России. Это тоже немаленький показатель. Он является сейчас одним из самых больших в СНГ. К примеру, Казахстан тратит на оборону около 1% от ВВП, Белоруссия – около 2% от ВВП. Таким образом, увеличение и без того значительного военного бюджета РФ в относительных показателях ожидается небольшое. «Значит, и противиться этому процессу в России, за исключением оппозиционных партий и движений, мало кто будет», – делает вывод Неткачев.
А в Украине другая ситуация. Эксперт указывает на тот факт, что в 2014 году Киев уже удвоил военные расходы. По данным Министерства обороны Украины, озвученным в июне финансовым департаментом военного ведомства, общий объем средств, выделенных с начала 2014 года на потребности вооруженных сил, составил 20,2 млрд гривен, то есть почти 2 млрд долл. Этот показатель составляет более 2% от ВВП страны. Неткачев считает, что к концу года, если милитаризация страны будет осуществляться такими же, как сейчас, темпами, военные расходы Украины составят 5–6% от валового внутреннего продукта. «Не исключено, что ожидаемая западная финансовая помощь будет использована не столько на реструктуризацию украинской экономики, сколько на военные цели, скорейшую модернизацию армии силами национального ОПК», – отмечает эксперт, прогнозируя дальнейшее усиление социальных противоречий не только на юго-востоке страны, но и во всей Украине.
Таким образом, и в РФ, и в Украине, и в целом в странах Европы уже есть реальные предпосылки к гонке вооружений, которая, как известно, во времена холодной войны была долгой.