Каспийская флотилия сегодня является самой мощной корабельной группировкой в регионе. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Неурегулированные разногласия о статусе Каспийского моря, связанные с разделом шельфа и биологических ресурсов, надо решать только за столом переговоров.
На Каспийской флотилии началась внезапная проверка боевой готовности корабельных сил с проведением семидневных корабельных зачетных тактических учений. «В учениях, которые продлятся семь дней, участвуют около десяти рейдовых тральщиков, катеров и судов обеспечения, а также свыше 400 моряков флотилии. Корабельной тральной группе предстоит пройти более 350 миль по Волго-Каспийскому каналу курсом в Каспийское море и в морских полигонах выполнить учебно-боевые упражнения», – сказано в сообщении пресс-службы Южного военного округа (ЮВО), поступившем вчера в Интерфакс.
Экипажи кораблей дивизиона тральщиков были подняты по тревоге, вышли из пункта базирования в затоне «Золотой» около Астрахани и приступили к проведению зачетного тактического учения (ЗТУ). В ходе первого этапа учений «морские саперы» провели контрольно-разведывательный поиск и ликвидацию минных заграждений контактными и неконтактными тралами. Затем группа тральщиков осуществит проводку отряда судов обеспечения за тралами с форсированием минного заграждения. Роль каравана судов обеспечения выполняют гидрографические суда флотилии, которые занимаются навигационными работами в Каспийском море.
Также на учениях по ведению противоминных действий экипажи выполнят артиллерийские стрельбы по плавающим минам и проведут подрыв мин различными способами как в надводном, так и в подводном положении, информирует штаб округа.
Внезапная проверка боевой готовности кораблей и ЗТУ проводятся в рамках итоговой проверки корабельных сил под руководством командующего Каспийской флотилией вице-адмирала Сергея Алекминского. Непосредственно корабельной тральной группой командует командир бригады капитан 1 ранга Кирилл Тараненко.
Днем ранее, 22 апреля, в Москве прошла конференция министров иностранных дел прикаспийских государств по подготовке очередного Четвертого каспийского саммита, который пройдет осенью текущего года в Российской Федерации. Во встрече приняли участие Сергей Лавров (Россия), Эльмар Мамедъяров (Азербайджан), Мохаммад Джавад Зариф (Иран), Ерлан Идрисов (Казахстан) и Рашид Мередов (Туркменистан).
В ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил существенный прогресс, достигнутый в работе над Конвенцией о правовом статусе Каспия. Напомним, что речь в ней идет о разграничении водных пространств и морского дна. «Сегодня мы обсуждали и частично решали вопросы о разграничении водных пространств с учетом договоренностей, которые уже были достигнуты ранее в рамках многосторонних (пятисторонних) переговоров, касающихся разграничения дна», – сказал Сергей Лавров.
Комментируя намерения некоторых не входящих в число прикаспийских стран реализовать здесь свое присутствие, в том числе военное, без учета интересов стран региона, Лавров отметил, что в ходе дискуссии и работы над документами главы военных ведомств «каспийской пятерки» четко подтвердили, что ответственность за положение дел в Каспийском регионе несут пять прикаспийских государств. «Это касается всего, что здесь происходит: вопросов безопасности и установления норм, которыми руководствуются наши государства».
В СМИ просочилась информация, что Москве удалось убедить партнеров в том, что никакие внерегиональные государства не должны влиять на решения по Каспию. Речь могла идти, в частности, об ограничениях на размещение военных сил третьих стран, в первую очередь США.
В тот же день на Каспийской флотилии началось совместное учение берегового ракетного дивизиона и ракетного корабля (РК) «Татарстан».
Задача береговых ракетчиков была обнаружить и нанести ракетный удар по кораблям условного противника с применением мобильного берегового ракетного комплекса «Бал», который стоит на вооружении береговых войск Каспийской флотилии. Дальность поражения им надводных кораблей составляет около 300 км. Личный состав берегового ракетного дивизиона, используя радиолокационную станцию, должен был обнаружить морскую цель и применить оружие, имитируя нанесение ракетного удара электронным пуском. Помимо обнаружения и поражения надводных целей экипажи мобильных береговых ракетных комплексов «Бал» отработали вопросы выдвижения, развертывания, занятия стартовых позиций, их маскировки и быстрой смены после пуска ракеты.
В роли условного противника выступал флагман флотилии «Татарстан». Для оперативной маскировки в открытом море и уклонения от ракетной атаки он применил средства радиоэлектронной борьбы.
В южном военном округе есть еще более грозное оружие – подвижный ракетный комплекс «Бастион». Он предназначен для уничтожения надводных кораблей всех классов унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой. Данный комплекс в состоянии обеспечить защиту побережья протяженностью более 600 км от высадки морского десанта противника. Напомним, что на западе и северо-западе Каспия длина береговой линии России составляет около 695 км.