Фото с официального сайта "Укроборонпром"
Государственный концерн «Укроборонпром» приостановил военно-техническое сотрудничество с Россией. Об этом говорится в заявлении и.о. гендиректора «Укроборонпрома» Юрия Терещенко, которое было распространено в минувшую пятницу в Киеве. В нем же утверждалось, что прозвучавшие из Москвы заявления о продолжении Украиной поставок в Россию продукции военного и двойного назначения не соответствуют действительности.
Вопрос объявления санкций по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией в тот же день был рассмотрен на совещании и.о. премьер-министра Арсения Яценюка с руководством Днепропетровской и Запорожской областей. Глава кабмина признал, что на юго-востоке страны сосредоточена большая часть украинского оборонно-промышленного комплекса. Поэтому правительство Украины готовит меры по компенсации неизбежных потерь предприятиями ОПК в связи с приостановкой сотрудничества с РФ. Какие-либо конкретные и ясные меры в данном направлении не назывались, как не объяснялся и смысл разрушения кооперации между оборонками двух стран.
Однако на совещании прозвучало предельно откровенное признание о причинах, побудивших к введению санкций против российского ОПК. «Наши партнеры из западных стран требуют остановки этого сотрудничества», – сказал и.о. первого вице-премьера Виталий Ярема. Иными словами, по настоянию США и стран ЕС надо нанести максимальный ущерб России в сфере ВТС, напакостить, невзирая ни на какие потери самой Украины.
Напомним, что впервые о планах заморозить поставки в РФ украинской продукции военного и двойного назначения до деэскалации конфликта в стране было объявлено в конце марта. Практически сразу на это отреагировал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, заявив, что такое решение уничтожит украинскую индустрию. «Для них поставки из Запорожья, из Днепропетровска, из Николаева, из Киева в части двигателестроения, авиастроения, космоса – это десятки тысяч рабочих мест, это абсолютно единственный бюджет, который они могут собрать сейчас», – сказал Рогозин. Ущерб будет особенно болезненно ощущаться на юго-востоке Украины, где сегодня и так города бурлят протестами против политики центральных властей.
До последнего времени ОПК Украины поставлял в Россию продукции на сумму 500 млн долл. в год. В ней 70% приходится на авиадвигатели ТВ3-117/ВК-2500 производства запорожской компании «Мотор Сич», в первую очередь вертолетные. Заменить их уже можно российскими ВК-2500, производство которых подготовлено на заводе компании «Климов» под Петербургом. Все новые ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52 уже оснащаются только российскими двигателями. Правда, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сообщил «НГ», что в них все-таки используются некоторые компоненты с Украины. Особенно не торопились совсем отказываться от надежной, проверенной временем кооперации. В 2011 году с «Мотор Сич» был подписан контракт на 1 млрд долл. на поставку двигателей до 2015 года. При этом перебоев с поставками двигателей с Украины до сих не было.
Больше того, на днях поступило сообщение о создаваемом совместном инженерном центре, нацеленном на разработку двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации, который учредили российская Объединенная двигателестроительная корпорация (51% акций) и украинская компания «Мотор Сич» (49% акций). Совместное предприятие должно заниматься разработкой авиационных двигателей. Среди них – перспективный вертолетный двигатель (ПДВ), модификации двигателей Д-18Т серии 3 (для транспортных самолетов Ан-124-111 и Ан-124-100М), Д-436-148ФМ (для Ан-178, Ан-148Т), а также новый двигатель ПД-14, предназначенный для самолета МС-21.
Вообще и сами самолеты «Ан» – это тоже яркий пример успешного сотрудничества двух стран. В конце прошлой недели киевское госпредприятие «Антонов» завершило государственные испытания модернизированного среднего военно-транспортного широкофюзеляжного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. По итогам испытаний самолет рекомендуется для принятия на вооружение. Создание оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 предусмотрено двусторонним соглашением, госзаказчиками самолета выступают министерства обороны Украины и РФ.
Но что теперь делать с этим доведенным до ума проектом? Модифицированная под требования НАТО версия Ан-70 – самолет Ан-7Х рассматривалась в качестве нового базового европейского среднего транспортного самолета, однако предпочтение было отдано аэрбасовскому А400М. Так что в случае санкций против России Ан-70 станет недоступен для закупок Москвой, Европе он не нужен, а Украина сегодня вообще не имеет денег для внутренних закупок столь дорогостоящей продукции.
Между тем 10 апреля министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что Украина выполняет контрактные обязательства по перевооружению Российской армии. «На сегодняшний день никаких срывов поставок нет», – сказал министр, добавив, что «есть большее опасение не со стороны предприятий-производителей, а со стороны государственных украинских структур в части введения определенных ограничений». И не зря опасался Мантуров. Украинское руководство поспешило заявить, что в Россию уже полностью прекращены поставки продукции военного назначения. Ну, очень хочется отрапортовать западным партнерам, что их указания выполнены.