Десантники уже имеют опыт высадки в полярных широтах. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Рекогносцировочная группа специалистов Воздушно-десантных войск во взаимодействии с военно-транспортной авиацией (ВТА) ВВС России и экспедиционным центром Русского географического общества начала активное освоение Арктики. В задачу военных входит «проверка пригодности дрейфующих льдин для десантирования людей и грузов в арктических широтах в целях проведения опытной поисково-спасательной операции». Массовое десантирование армейских подразделений на арктические льды пока не проводило ни одно государство в мире. Но, как сообщает Минобороны РФ, подобную возможность изучает штаб ВДВ.
14 марта 2014 года в Арктическом регионе уже состоялись практические маневры подразделений ВДВ в районе Новосибирских островов. Тогда впервые в мировой истории парашютно-десантный батальон Ивановской 98-й воздушно-десантной дивизии в сложных метеоусловиях осуществил успешное десантирование из самолетов Ил-76 на площадку приземления «Темп» острова Котельный. Вместе с военнослужащими была десантирована военная техника и другие грузы. В ходе скоротечного учебного боя десантники овладели аэродромом условного противника. Менее чем через час они уже были готовы принять на «захваченный» аэродром самолеты военно-транспортной авиации ВВС с основными силами ВДВ.
Подобные действия российских войск говорят о том, что Москва не исключает в будущем проведение силовых акций для отстаивания своих интересов в Арктике. Здесь уже началось активное обустройство военной инфраструктуры.
Президент Владимир Путин еще в прошлом году в выступлении на итоговой коллегии Минобороны, а также в Послании Федеральному собранию просил обратить на данный регион особое внимание. «Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», – сказал Путин.
На встрече с президентом в конце прошлого года министр обороны Сергей Шойгу доложил ему, что в 2014 году в Арктике будут восстановлены аэродромы и причальные сооружения на Земле Франца-Иосифа (ЗФИ) и Новосибирских островах, а также аэродромы в Нарьян-Маре, Алыкеле, Амдерме, Анадыре, Рогачево и Нагурской (ЗФИ). В свою очередь, главком ВМФ адмирал Виктор Чирков сообщил недавно, что группировка сил ядерного и неядерного сдерживания Российской армии также будет наращиваться в Арктике, так как «приполюсные районы потенциально могут использоваться для формирования новых угроз для всей территории России». По словам главкома, Арктика представляет собой сферу исключительно важных политических, экономических и оборонных интересов России, в защите которых важная роль принадлежит группировкам Северного и Тихоокеанского флотов, а также Войск воздушно-космической обороны. В свою очередь, главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-лейтенант Виктор Бондарев сообщил на днях о том, что в Арктике организовано патрулирование воздушного пространства над районами Северного Ледовитого океана самолетами стратегической авиации Ту-95МС.
Теперь данный регион прирастает и крылатой пехотой. В минувшую субботу рекогносцировочная группа командования ВДВ на военно-транспортном самолете Ан-74 ВВС РФ совершила перелет из Оленегорска (Мурманская область) на дрейфующую российскую полярную станцию «Барнео». Эта станция находится менее чем в 100 км от Северного полюса и начала действовать 3 апреля 2014 года. Все оборудование для нее было десантировано с самолетов ВТА России в конце марта. Не исключено, что на льдину, на которой дрейфует «Барнео», будет осуществлено и десантирование подразделений ВДВ. Но могут быть выбраны и другие места для подобных акций. Как сообщает Минобороны, в ближайшие дни первая группа специалистов ВДВ на самолетах ВТА облетит сначала побережье и акваторию Баренцева моря, затем побережье Земли Франца-Иосифа и центральную акваторию Северного Ледовитого океана. Разведка льда продлится до середины апреля.
Будут ли подразделения ВДВ находиться в Арктике на постоянной основе, пока не сообщается. Однако ускоренное освоение военных аэродромов и другой инфраструктуры на Новосибирских островах, ЗФИ, а также на Новой Земле говорит о том, что для обеспечения их безопасности нужны мобильные силы. В том числе они необходимы для обеспечения военной безопасности на самом северном российском архипелаге – Земле Франца-Иосифа (он объединяет 192 острова). Во времена СССР здесь были оборудованы два военных аэродрома – на островах Греэм-Белл и Земле Александры. По неофициальной информации, аэродром на Греэм-Белл с песчано-ледяной взлетно-посадочной полосой (самой большой за полярным кругом) пока не действует. Но он при соответствующем инженерном дооборудовании может использоваться как аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков и самолетов ПВО наших ВВС для возможного противодействия авиации США.
Для этих целей также может использоваться аэродром «Нагурский», находящийся на острове Земля Александры. Он в рабочем состоянии. Не менее раза в месяц сюда совершаются перелеты военно-транспортных и гражданских самолетов с Большой земли. По планам Минобороны аэродром должен быть модернизирован уже в этом году. На Земле Александры на постоянной основе находится пограничная застава ФСБ России (30 человек), живут и работают ученые-специалисты по Арктике (16 человек) и метеорологи (6 человек). Не исключено, что на островах архипелага ЗФИ, как и во времена СССР, будут базироваться радиотехнические и специальные подразделения сил ПВО и ВВС, а также береговые воинские части, обслуживающие корабли и подлодки ВМФ страны. Данные вопросы, видимо, уже обсуждались в сентябре 2008 года, когда на погранзаставе «Нагурское» прошло выездное заседание Совета безопасности РФ. Оно было посвящено «вопросам наращивания присутствия России в Арктике». В апреле 2010 года Землю Франца-Иосифа посетил Владимир Путин.
По мнению действительного члена Русского географического общества Владимира Попова, наши специалисты, возможно, воспользуются инфраструктурой, которую на ЗФИ создала в годы Великой Отечественной войны фашистская Германия. «На Земле Александры, как известно, в 40-х годах прошлого столетия располагалась подскальная база субмарин Кригсмарине. Мне думается, с технической точки зрения изучить и обустроить эту базу в интересах наших ВМФ было бы правильным решением», – считает эксперт.