Беспилотники должны предоставить российским военным преимущества на поле боя. Фото Виктора Литовкина
Вооруженные силы России приступили к активному использованию беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Разведывательно-ударные авиационные системы с использованием дронов были созданы еще в прошлом году. Они, как выясняется, «успешно применялись на практике при проведении межвидовых учений и при решении других задач». Об этом в пятницу сообщил командующий войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковник Александр Галкин.
Россия до недавнего времени значительно отставала от развитых стран в создании и использовании БЛА на поле боя. Поэтому сообщения генерала Галкина на эту тему можно рассматривать как определенную сенсацию.
Совсем недавно официальные лица Минобороны и оборонно-промышленного комплекса заявляли об использовании дронов только для решения задач разведки. В основном это легкие дроны весом от несколько десятков до нескольких сот килограммов. Боевые же беспилотники могут весить от 1 до 20 тонн. Появление таких ударных комплексов на вооружении войск планировалось не ранее 2017 года. Экс-начальник российского Генштаба Николай Макаров два года назад заявлял, что в России пока нет эффективных ударных БЛА, а опытный их образец планируется создать только в 2014 году. Тогда же должны были начаться его государственные испытания. Однако, как выясняется, такие БЛА в России есть и они уже активно используются в разведывательно-ударных авиационных системах.
Возможно, новые направления развития БЛА стали следствием активной работы министра обороны Сергей Шойгу, который в июле прошлого года в подмосковном Алабине организовал просмотр возможностей всех перспективных российских БЛА, в том числе и ударных дронов. Министру показали около 30 моделей. Позже, в сентябре, Шойгу в Санкт-Петербурге провел совещание, на котором потребовал ускорить разработки отечественных беспилотников, выступив при этом с критикой разработчиков робототехники военного назначения. Министр предложил прекращать сотрудничество с теми компаниями и организациями, которые не будут согласны с ужесточением сроков разработки тех или иных видов вооружений. Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Олег Бочкарев не исключил тогда, что ударный беспилотник массой около тонны одно из предприятий, занимающихся разработкой БЛА, представит совсем скоро на испытания. Возможно, что именно испытания этого аппарата и проводятся в ЮВО.
Совсем недавно о создании подразделений БЛА в каждом из общевойсковых соединений округа сообщало военное ведомство. Подчеркивалось, что «группировка БЛА различных типов способна в круглосуточном режиме вести многоуровневую оптическую и радиоэлектронную разведку в интересах оперативного и тактического звеньев». Не исключено, что действующие в войсках БЛА на Кавказе оборудованы и определенными видами вооружений. Основные характеристики их, конечно же, засекречены.
Как пояснил «НГ» военный эксперт Муса Хамзатов, бывший помощник главкома Сухопутных войск по научно-техническим вопросам, широкое появление ударных БЛА в армии станет значительным успехом для Вооруженных сил. По его мнению, военное ведомство и оборонка, несомненно, много работают, чтобы создать эффективные ударные дроны, которые по своим тактико-техническим данным превзойдут лучшие зарубежные аналоги.
«Пока такого превосходства нет, российские военные, чтобы добиться успеха на поле боя, видимо, и создали несколько иную систему, в которой наши беспилотники, возможно, выполняют информационно-разведывательную роль, а основные задачи по поражению противника возложены на подразделения оперативно-тактической и армейской авиации, артиллерии, подразделения специального назначения», – считает эксперт. Возможность решения боевых задач таким способом характерна для любого небольшого театра военных действий. Такая формула боевого взаимодействия БЛА с боевыми подразделениями позволяет значительно снизить возможные потери военнослужащих и уменьшить вероятность поражения мирных объектов и жителей. При этом эксперт подчеркивает, что военная наука не стоит на месте: «К 2017 году Пентагон планирует создать автономные БЛА, то есть роботы смогут не только самостоятельно выбирать способ решения задачи, но и, возможно, смогут самостоятельно определять приоритетность поражения цели и принимать решение на открытие огня. С точки зрения гуманности это очень тонкая проблема, и она уже обсуждается мировым сообществом».
«У американцев, к примеру, в Афганистане и Пакистане не раз бывали случаи, когда операторы из Пентагона, находясь за тысячи километров от района военных действий, из-за своих неверных выводов, через боевые дроны одной ракетой уничтожали десятки мирных людей, которых ошибочно принимали за военные цели», – уточняет Хамзатов.
Эксперт обращает внимание на тот факт, что президент Владимир Путин в одном из своих выступлений призвал поставить под международный контроль разработку и использование беспилотников. «Современные средства ведения вооруженной борьбы – они совершенствовались и будут совершенствоваться дальше. Сомневаюсь, что можно все запретить, но поставить под контроль, подчинить определенным правилам, конечно, можно и нужно», – заявил глава государства.
Перспективные разработки ударных дронов
Головной организацией, занимающейся с 2012 года разработкой тяжелого ударного беспилотника в РФ, является компания «Сухой». В октябре 2012 года к этому проекту через специальное соглашение с «Сухим» подключилась корпорация «МиГ». Помимо этого, разработкой ударных дронов занимаются компании «Сокол» и «Транзас».
Ожидается, что пятитонный ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый компанией «Сокол», будет создан на рубеже 2015–2016 годов, а в 2018 году появится первый образец ударного БПЛА массой 20 тонн, разработкой которого занимается компания «Сухой». В августе 2013 года президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сказал, что ударный БЛА массой 20 тонн создается на основе технических решений, использованных в перспективном истребителе Т-50 ПАК ФА. «Мы работаем в соответствии с теми планами, которые согласовывались с Минобороны. Этот этап в значительной степени базируется на том технологическом потенциале, который нами создан в рамках программы пятого поколения», – сказал Погосян. Как сообщают СМИ, на финансирование этих программ планируется выделить около 3 млрд руб.