Схема предоставлена Министерством обороны РФ
В 2014 году количество военнослужащих-контрактников на должностях прапорщиков (мичманов), а также рядового и сержантского составов в Российской армии планируется довести до 241 тыс. человек. А уже к 2020 году в армии и на флоте должны служить почти полмиллиона (499 тыс.) профессионалов. Об этом «НГ» рассказал статс-секретарь–заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков.
Минобороны скорректированы объявленные ранее ежегодные планы отбора контрактников по 50 тыс. человек. «Параметры ежегодного увеличения численности контрактников сейчас установлены в соответствии со сроками перевооружения армии, – подчеркнул Панков, – а также выполнения работ по созданию необходимых социально-бытовых условий для их расквартирования».
Именно исходя из этих параметров в 2014 году в армии планируется увеличить численность контрактников на 16 тыс. военнослужащих, то есть в три раза меньше, чем в 2013 году.
Между тем для военного ведомства самое главное – качество отобранных профессионалов. Этим в настоящее время занимаются созданные в 2012–2013 годах в 70 субъектах Федерации 74 пункта отбора на военную службу по контракту (ПОнВСпК). В прошлом году в эти пункты с заявлением о желании стать профессионалами обратились более 130 тыс. человек. Но по результатам отборочных мероприятий контракты были заключены только с 81 тыс. из них.
Сейчас ежемесячно в ПОнВСпК обращаются до 10 тыс. молодых людей, в том числе и девушек. Но поскольку план отбора на военную службу в 2014 году значительно уменьшен, то, по прикидкам военных, конкурс должен будет составить не менее четырех человек на одно вакантное место. Такой конкурс имеется не в каждом российском вузе. Николай Панков подчеркнул, что отбор на военную службу по контракту обещает быть жестким, справедливым и очень привлекательным для многих граждан России.
В настоящее время средний размер денежного довольствия контрактников рядового и сержантского составов составляет 23–35 тыс. руб. в месяц. У отдельных категорий (плавсостава подводных лодок, кораблей, совершающих дальние походы, и т.п.) он может достигать 100 тыс. руб. и более в месяц. При этом у контрактников в течение службы имеются стимулы постоянно повышать свое денежное содержание. Уже через три-четыре месяца после поступления на военную службу по контракту военнослужащий, если успешно сдает нормативы по физической подготовке, получает до 100% дополнительных выплат к окладу денежного содержания. Другим нормативным актом вводятся дополнительные ежемесячные выплаты за выполнение годовых норм прыжков с парашютом. Для практически 24 тыс. рядовых, сержантов и прапорщиков установлены надбавки в 25 и 50% от оклада ежемесячно за выполнение служебных обязанностей в особых условиях. Более 4 тыс. военнослужащих, проходящих службу на территории Северо-Кавказского региона и выполняющих обязанности, непосредственно связанные с риском для жизни и здоровья, начали получать прибавку к денежному довольствию в размере от 10 до 18 тыс. руб. в зависимости от занимаемой должности. Минобороны предлагает еще ряд мер и льгот материального характера (введение дополнительных выплат на обзаведение имуществом, применение повышающих коэффициентов для военнослужащих, действующих в горной местности, обеспечение бесплатным проездом к месту отпуска и т.п.). Но их введение зависит от экономического состояния страны, и окончательное решение по ним будет принимать правительство.
Хотя так называемые долгосрочные стимулы к продолжению профессионалами службы в Российской армии уже заложены. Помимо надбавок за выслугу лет после заключения второго контракта солдат или сержант уже имеет право стать участником накопительно-ипотечной системы (НИС). Спустя всего три года после вступления в НИС или через шесть лет военной службы он может приобрести квартиру, кредит за покупку которой будет выплачивать государство. Если правительство поддержит законопроект Минобороны о возможности заключения гражданами РФ (в том числе и призывниками) первого контракта на военную службу сроком на два года, то в таком случае профессионал сможет приобрести жилье в любом регионе страны уже спустя пять лет со дня начала военной карьеры. Но это, как говорится, перспективы. Они в известной степени действовали и раньше. Скажем, НИС в армии была введена в 2005 году.
Однако не секрет, что, несмотря на кажущуюся привлекательность военной ипотеки для военнослужащих, первая программа по переводу армии и флота в 2005–2008 годах на контрактную основу была провалена. Провалена не только потому, что слабо действовала система отбора контрактников, но и потому, что не были созданы надлежащие социально-бытовые условия для них, фактически не работали материальные стимулы. Контрактники получали относительно небольшое довольствие и жили в основном в казармах, лишь единицы получали служебное жилье. При таких условиях, прослужив всего три года, они, как правило, не желали продолжать военную карьеру. «С 2012 года отбор солдат и сержантов на профессиональную службу в армии передан от Главного организационно-мобилизационного управления Главному управлению кадров (ГУК). В это время было значительно повышено денежное довольствие военнослужащих, создана новая система комплектования Вооруженных сил контрактниками, отбор (именно отбор, а не набор) на профессиональные военные должности стал осуществляться во многом по-другому, с учетом качественных параметров», – отмечает начальник ГУКа генерал-полковник Виктор Горемыкин. Он обращает внимание на тот факт, что «количество военнослужащих, досрочно увольняющихся с военной службы по собственному желанию, сейчас невелико – не более 5%. Суммарно в 2013 году количество военнослужащих, уволенных с военной службы, не превысило нормативно установленную норму естественной убыли».
«Сегодня мы стараемся комплектовать контрактниками преимущественно те воинские части, где уже созданы условия для их расквартирования. Военнослужащим-контрактникам, которые по ряду причин не могут быть обеспечены служебным жильем, выплачивается компенсация за поднаем жилья. Применение такого подхода к решению задачи обеспечения военнослужащих служебным жильем позволило снизить остроту данного вопроса», – дополняет Горемыкина Николай Панков.
При этом он подчеркивает: в настоящее время в Минобороны проводится активная работа по созданию фонда служебного жилья. Необходимые для этого финансовые средства по решению президента Владимира Путина выделены. В текущем году планируется построить, к примеру, 17 тыс. служебных квартир. Скажем, в Балтийске (Калининградская область) планируется ввод в строй семи многоквартирных домов для офицеров, солдат и сержантов по контракту. В Минобороны уверены, что после строительства этого военного городка можно полностью доукомплектовать там всю бригаду морской пехоты Балтийского флота. Сейчас там укомплектованность контрактниками составляет около 60%.
Таким образом, процесс профессионализации будет адресным, ориентированным на повышение качественных параметров Российской армии, в том числе повышение ее мобильности. Как сообщил недавно начальник Генерального штаба Вооруженных сил – первый заместитель министра обороны генерал армии Валерий Герасимов, в 2014 году будут полностью укомплектованы контрактниками 16 батальонов ВДВ и 17 батальонов морской пехоты. А укомплектованность армии будет доведена до 95–100% (сейчас она – около 82%).