Противоракетная оборона – один из главных раздражителей в диалоге глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Джона Керри. Фото Reuters
Несмотря на возражения России, США приступили к развертыванию элементов противоракетной обороны морского базирования в Европе. По словам главы Пентагона Чака Хейгела, в испанский порт Рота направился эсминец, оснащенный системой ПРО. Он подчеркнул, что мера предпринята в ответ на угрозу иранских баллистических ракет. Реакция МИД РФ последовала незамедлительно. Глава департамента по вопросам безопасности и разоружения Михаил Ульянов заявил, что Россия может выйти из Договора о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ) с США.
В Мюнхене в минувший уик-энд собралась практически вся дипломатическая и военная элита Евро-Атлантики, чтобы отметить 50-летний юбилей конференции по вопросам безопасности и обсудить наиболее острые региональные конфликты в мире. Выступая на форуме, министр обороны США Чак Хейгел сообщил, что в рамках программы построения системы ПРО Пентагон начал размещение в Европе эсминцев, оснащенных системой Aegis. «Только что, в полдень, мы отправили эсминец Donald Cook, оснащенный системой ПРО, в испанскую Роту», – сказал он. При этом в течение двух лет к этому кораблю присоединятся еще три американских эсминца ПРО для защиты Европы.
Хейгел заверил, что этот шаг предпринимается в ответ на угрозу, исходящую от иранских баллистических ракет. Он также сообщил, что перед приездом в столицу Баварии побывал в Польше, где подтвердил готовность США развернуть элементы ПРО. Все это части поэтапного адаптированного подхода к построению европейской ПРО.
Глава Пентагона обратил внимание на глобальный характер угроз для США и Европы. В качестве источников опасности он, в частности, рассматривает экстремизм на Ближнем Востоке и в Северной Африке, внешнюю политику КНДР, кибератаки, демографические и экономические проблемы, нищету и голод. В этом контексте он раскритиковал Россию и Китай. «В то время когда мы сталкиваемся с этими проблемами, такие страны, как Китай и Россия, быстро модернизируют свои вооруженные силы и оборонный комплекс, бросая вызов оборонительным партнерствам по всему миру», – подчеркнул он.
Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН Алексей Арбатов не увидел в сообщении Хейгела сенсации. «США давно разместили два эсминца, оснащенных системой ПРО Aegis, в Средиземном море. Они несли дежурство у берегов Турции, а теперь направляются к берегам Испании», – сказал он «НГ».
Начиная с 2002 года США провели свыше 30 полетных испытаний системы Aegis, из которых 25 завершились успешным перехватом баллистических ракет. В целом за последние 12 лет по программе ПРО было проведено более 70 полетных испытаний, в ходе которых с помощью противоракет удалось осуществить 59 перехватов условных целей.
Заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев считает подвижные элементы системы ЕвроПРО более эффективными, чем стационарные. «Конечно, гораздо разумнее размещать элементы ПРО на море, чем строить базы со стационарными комплексами, как в Румынии и Польше», – отметил он в беседе с «НГ». Другое дело, что можно ставить под сомнение предлог, что США выстраивают систему ЕвроПРО в ответ на иранскую угрозу. «Программа ПРО – дорогостоящая, – пояснил Золотарев. – Чтобы убедить избирателей и налогоплательщиков в необходимости высоких расходов на нее, следует иметь веские основания. Если не будет Ирана или Северной Кореи, а про Россию вроде бы уже неприлично говорить, то можно денег на ЕвроПРО и не получить».
По словам эксперта, значительные вложения в ПРО позволяют развивать новые технологии.
«Сама проблематика ПРО включает столько вопросов, что, вкладывая в нее средства, можно взамен высокоэффективной ПРО получить новые технологии. Так, на программе «Звездные войны» в свое время вырос Интернет, который обеспечивает фундамент лидерства Америки в информационной сфере».
По-другому смотрит на «иранскую угрозу» заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Говорить о том, что опасность со стороны Ирана полностью отпала, нельзя. Иранскую ракетную программу в отличие от ядерной никто в мировом сообществе не обсуждает, – сказал он «НГ». – Правда, баллистические ракеты с обычными боеголовками представляют ограниченную угрозу – даже меньшую, чем боевые самолеты».
Как бы то ни было, Россия выражает недовольство тем, что, несмотря на прогресс в переговорах с Тегераном по ядерной программе ИРИ, европейский сегмент американской ПРО развивается прежними темпами. Москва может выйти из Договора о СНВ, если США продолжат развитие своей системы ПРО, заявил директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Михаил Ульянов. По словам дипломата, в документе есть пункт, позволяющий его расторгнуть, если одна из сторон решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. «Пока США продолжают укреплять свою безопасность способами, снижающими уровень безопасности России, говорить о дальнейшем ядерном разоружении вряд ли возможно», – сказал Ульянов в интервью Интерфаксу.
Однако опрошенные «НГ» эксперты не понимают, против кого направлены угрозы России выйти из Договора о СНВ. «Договор выгоден нам и невыгоден американцам, – считает Храмчихин. – Если Россия выйдет из договора, то сделает подарок США, а для себя никаких преимуществ не получит. Республиканцы давно настаивают на выходе США из Договора о СНВ, потому что он им крайне невыгоден».