Китайские и российские моряки нашли общий язык – флотский. Фото с сайта www.navy81.cn
В минувшую субботу в Средиземном море начались российско-китайские военно-морские учения. В этом регионе они проводятся впервые. В них принимают участие тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Петр Великий» и китайский сторожевик «Яньчэн». Эти корабли 7 января обеспечивали безопасность операции международных сил по вывозу из Сирии первой партии химоружия.
Не исключено, что маневры связаны с дальнейшим обеспечением международной операции. Но на Западе формируется устойчивое мнение о том, что военное присутствие в регионе как Китая, так и России будет постоянным и обусловлено экономическими мотивами.
Москва и Пекин данное обстоятельство не подтверждают и не опровергают. Пресс-служба Минобороны РФ указывает, что основная цель начавшихся 25 января учений – «повышение уровня оперативной совместимости между российским и китайским боевыми кораблями». В ходе учений будут отработаны задачи по совместному маневрированию, полеты корабельных вертолетов и т.п.
Подобные задачи «Яньчэн» совместно с другими кораблями ВМС КНР уже отрабатывал с российским флотом полгода назад в заливе Петра Великого на учениях «Морское взаимодействие – 2013». Тогда целью маневров была борьба с пиратами. Но сейчас совместные вопросы обороны и безопасности отрабатываются вдалеке от берегов России и Китая. Заметим, что помимо упомянутых двух кораблей страны сосредоточили в регионе значительные военно-морские силы. Россия представлена здесь также сторожевым кораблем «Сметливый», средними разведывательными кораблями «Приазовье» и «Адмирал Федор Головин», большим десантным кораблем (БДК) «Николай Фильченков» и двумя судами обеспечения. Кроме них в Восточное Средиземноморье с Северного флота совершают переход тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», БДК «Оленегорский горняк» и три судна обеспечения. А с Черноморского флота в данный регион выдвигаются сразу пять больших десантных кораблей. В свою очередь, средиземноморская группировка ВМС КНР состоит кроме сторожевика «Яньчэн» из универсального десантного корабля «Цзинган Шань», фрегата «Хэншуй» и судна снабжения.
Такие мощные группировки явно избыточны для охраны единственного пока датского судна, на котором сосредоточено сирийское химическое оружие (ХО). Правда, скоро, по заявлению гендиректора Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Ахмета Узюмджю, в сирийском порту Латакия ожидается погрузка на корабли новой партии химоружия. Но весь процесс, согласно планам ОЗХО, должен завершиться до 5 февраля 2014 года. После этой даты, то есть на втором этапе, компоненты ХО будут вывезены в Италию, где их погрузят на военно-транспортный корабль США для дальнейшей утилизации. Очевидно, что этот американский корабль ни российские, ни китайские корабли охранять не будут.
Эксперты считают, что отныне в Средиземноморье на постоянной основе будут находиться не только российские военные корабли, но и китайские. При этом они считают мифом утверждения о том, что главная цель этого присутствия – военная поддержка режима Башара Асада. Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон уверена, что Россия и Китай поддерживают Сирию исключительно из коммерческих соображений. «НГ» (см. номер от 15.01.14) уже приводила информацию американских аналитиков по поводу того, что в Восточном Средиземноморье обнаружены значительные запасы газа и что российские компании уже заключили контракты на их разработку (с Сирией, Кипром, Ливаном и Израилем).
Западные СМИ сообщают, что торговля Сирии с Китаем в последние четыре года утроилась по сравнению с предыдущим четырехлетием и составляет сейчас более 2 млрд долл. Кроме того, китайцы поставляют Дамаску новые виды вооружений. Китайцами скупается недвижимость в Сирии, а также в других средиземноморских странах. Скажем, КНР владеет долей собственности в таких важных для геополитики и мировой экономики морских портах, как Порт-Саид (Египет), Пирей (Греция), Неаполь (Италия). Именно эти порты посещали китайские корабли, которые зашли в Средиземноморье еще в октябре 2013 года.
Научный сотрудник Брюссельского института изучения современного Китая Джонатан Холсаг отмечает, что некоторые европейские и американские эксперты в сфере безопасности нервничают: в Неаполе принадлежащий Китаю терминал «нависает» прямо над главной базой НАТО в Средиземном море.