Фото Reuters
Механизм защиты людей в погонах требует дальнейшего совершенствования, в том числе за счет привлечения общественных институтов. Правительству предложено разработать соответствующие законы и рассмотреть предложение ряда общественных организаций о внесении в Госдуму федерального закона «Об уполномоченном по правам военнослужащих в РФ». А от силовых ведомств требуется провести совместно с общественными организациями Всероссийское офицерское собрание. Таковы основные итоги состоявшегося в минувшую пятницу заседания Координационного совета при председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
Когда военное ведомство возглавлял Анатолий Сердюков, члены Координационного совета не раз с критических позиций оценивали работу министра по защите прав военнослужащих и военных пенсионеров. Руководство Минобороны год назад, как известно, сменилось. Есть много позитивных сдвигов, однако немало проблем осталось.
По данным Главной военной прокуратуры, представленных в этом году в рамках обеспечения социальных прав военнослужащих и военных пенсионеров, выявлено 114 977 случаев нарушения законов, восстановлены права 320 687 лиц. Не случайно председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что недостаточные финансовые ресурсы не дают возможности для реализации всех политических прав и социальных гарантий военнослужащих. «В этих условиях возрастает роль гражданского общества, общественных организаций и объединений в проведении всей социальной политики», – подчеркнул сенатор.
На заседание были приглашены представители ряда авторитетных общественных организаций, которые рассказали об имеющихся здесь проблемах. Скажем, председатель Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества Татьяна Рубан считает, что статус военнослужащих, которые отдали жизнь при выполнении задач военной службы, должен быть повышен и определен в специальном федеральном законе, который необходимо разработать правительством и принять. По ее данным, в России сегодня насчитывается более 50 тыс. семей погибших защитников Отечества, многие из них живут за чертой бедности. Заметим, что такие выводы делает не только Рубан, но и руководство МВД, которое представило в Координационный совет данные по этой проблеме. На учете сотрудников МВД, погибших за последние 10 лет при выполнении служебных обязанностей, числится более 11 тыс. человек. При этом ведомство делает неутешительный вывод: «Ресурсное обеспечение мер социальной поддержки членов семей погибших сотрудников МВД со стороны государства остается недостаточным».
Упрекал российское руководство в самоустраненности от решения проблем без вести пропавших защитников Отечества и председатель комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Руслан Аушев. На сегодняшний день в России числятся 132 военнослужащих, которые без вести пропали в Афганистане. Их семьи не получают никаких субсидий от государства, а поиском пропавших в основном занимаются общественные организации. «Так не должно быть. Этими проблемами должно заниматься правительство», – считает Аушев.
Видимо, понимая значимость поднимаемых вопросов, аналитическое управление аппарата верхней палаты в своих рекомендациях написало о необходимости создания в структуре правительства «специального государственного органа по делам военнослужащих, ветеранов и участников боевых действий, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей». При этом отмечается, что такие комитеты созданы в Украине и Белоруссии. Данную инициативу поддержали все участники заседания. А председатель комиссии Общественной палаты по проблемам национальной безопасности Александр Каньшин отметил, что одновременно с этим необходимо возрождать в армейских коллективах роль офицерских собраний как важного инструмента демократизации армейской жизни, создания в воинских коллективах высоконравственной атмосферы. «Мы наблюдаем случаи, когда боевые офицеры, генералы, имеющие авторитет в армейской среде, вдруг становятся фигурантами уголовных дел. Дела еще не закончены, но они в одночасье лишаются всего – званий, должностей. Надо посмотреть, насколько это оправдано. Вот здесь бы и пригодилась офицерская общественность, которая не даст командирам, как говорится, зарываться. И будет решать проблемы с учетом общественного мнения», – считает Каньшин.
В свою очередь, председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков считает, что эффективность решения социальных проблем военнослужащих и ветеранов улучшится тогда, когда будет налажено эффективное взаимодействие организаций, защищающих людей в погонах под руководством единого координационного совета. Одним из первых этапов такой деятельности «может быть создание при законодательных собраниях субъектов Федерации общественных приемных по делам военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, на основе которых можно объединять региональные правозащитные организации. Подобная общественная приемная почти 10 лет, к примеру, существует при Законодательном собрании Приморского края. Ее руководитель – лидер местного военного профсоюза Юрий Тарлавин – координирует деятельность 47 региональных общественных организаций. Приемная за годы работы не раз показала свою эффективность», – отмечает Шведков.