Контрактная 76-я дивизия ВДВ – одно из самых боеспособных российских воинских подразделений. Фото PhotoXPress.ru
Военное ведомство, похоже, испытывает значительные проблемы с выполнением президентского указа по увеличению прослойки контрактников в войсках. Такой вывод напрашивается после анализа материалов очередного селекторного совещания, которое состоялось в Минобороны в минувшую среду. На нем министр обороны Сергей Шойгу заявил, что план набора контрактников выполнен на 106%, на службу приняты более 60 тыс. профессионалов и сегодня в армии их количество составляет 205 тыс. человек. Между тем в апреле планировалось, что к концу года в армии и на флоте будет не менее 240 тыс. контрактников.Как выясняется, значительное число контрактников (около 35 тыс.), то есть почти каждый шестой профессионал, в этом году по тем или иным причинам покинули армию. Основная часть от этого контингента – в общем-то добросовестные люди, которые, прослужив три года, не захотели продолжать военную карьеру и не продлили контракт. Какие мотивы побудили их это сделать, неизвестно. Минобороны не раскрывает подробностей.
А новичков-контрактников придется адаптировать в воинских коллективах, учить, выплачивать им подъемные, что потребует дополнительных расходов. И, что самое главное, – будут, видимо, снижены запланированные ранее параметры боевой выучки, поскольку прослойка в армии контрактников если и стала больше, то ненамного. При нынешнем положении дел, чтобы выполнить указ президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года, по которому предписано до начала 2017 года иметь в армии 425 тыс. профессионалов, ежегодно необходимо дополнительно набирать на должности контрактников не по 50 тыс. человек, а на 20 тыс. больше. И это притом что не будет массового оттока из армии и флота профессионалов, которые заключили контракты ранее. А подобное развитие ситуации, если вспомнить опыт прошлых лет и учесть нынешнее социально-экономическое положение страны, вполне возможно.
Федеральная целевая программа (ФЦП) по переводу ряда воинских частей и соединений на контрактную основу 2004–2007 годов, по сути, провалилась. Потому что мотивация службы профессионалов в армии не была подкреплена финансовыми и социальными факторами. Сейчас, надо признать, положение несколько исправилось, и солдаты-контрактники получают нормальное денежное довольствие (см. таблицу).
Однако, судя по тому, что многие из них в 2013 году не захотели продолжить службу, высокое денежное довольствие для многих военнослужащих уже не является определяющим фактором.
Офицер из войск на правах анонимности рассказал «НГ», что в большинстве соединений армии солдаты-контрактники в основном живут в казармах. И только небольшая прослойка военных, скажем, в 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии и ряде других соединений, живет в общежитиях кубрикового типа.
«Три года, пока длится контракт, такие неудобства можно потерпеть. Но молодой человек хочет завести семью, иметь нормальные бытовые условия, а они, бывает, не соответствуют потребностям. Вот и не решаются профессионалы продлевать контракт», – объясняет офицер.
Слова офицера подтверждают выводы главы комитета Госдумы по обороне Владимира Комоедова. В подписанном им заключении на проект бюджета на 2014–2015 годы отмечается, что потребность в служебном жилье для солдат-контрактников и офицеров «до конца 2016 года составит 171 тысячу квартир и 80 тысяч комнат (помещений кубрикового типа)». На это «потребуется дополнительное выделение бюджетных ассигнований в 2014–2016 годах в размере 380 миллиардов рублей».
Заметим, что при обсуждении в Госдуме в первом чтении проекта бюджета предложение адмирала Комоедова выделить на это дополнительные средства не прошло. Не учли парламентарии и предложение военных депутатов возобновить финансирование новой, рассчитанной на 2009–2015 годы ФЦП по совершенствованию системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту. Хотя по ходатайству Сергея Шойгу президент РФ 29 июля 2013 года дал поручение правительству «восстановить в рамках федерального бюджета финансирование программы в 2014 и 2015 годах, предусмотрев на эти цели 42,8 миллиарда рублей и 39,2 миллиарда рублей соответственно».
«Почему при обсуждении в Госдуме программ финансирования перевода армии на профессиональную основу существуют проблемы, понятно. Относительные расходы на оборону по отношению к валовому внутреннему продукту страны (ВВП) и так уже зашкаливают и составляют более 3% от ВВП. Через два года они возрастут еще на один процент. Это будет один из самых больших относительных показателей роста военных расходов в СНГ и мире. В этих условиях тратить еще большие дополнительные деньги на обустройство контрактников правительство и партия власти не то что не хотят, просто не могут. Какой из этого будет найден выход – неизвестно. Но есть определенная вероятность, что проблемы с профессионализацией армии будут существовать и дальше», – отмечает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков.
Военные расходы России растут, поскольку ей необходимо модернизироваться и защищать свои экономические и геополитические интересы, а также огромную территорию. Для этого нужна армия, имеющая значительную прослойку профессионалов. Но иметь такую армию – дорого. По планам Генштаба, если удастся довести прослойку контрактников к 2017 году до 425 тыс. военнослужащих, то их удельный вес от общего количества солдат и сержантов возрастет только до 59%. Между тем другие относительно развитые в экономическом плане республики бывшего СССР такие показатели имеют уже сейчас. Хотя они тратят на оборону в пределах одного процента от ВВП. Они имеют небольшие по численности армии. При этом могут себе позволить полностью перейти даже на контрактную армию. Украина это сделает в будущем году, Казахстан – через два года.
Социально-экономические и оборонные показатели некоторых государств СНГ в 2013 году | |||||||
Страна | Население (млн чел.) | Штатная числ. ВС (тыс. чел.) | Доля конт- рактников в %* | Зарплата (долл.) | Расходы на оборону (долл.) | Расходы на оборону от ВВП | Расходы на оборону на душу населения (долл.) |
Россия | 143,3 | 1000 | 26 | 800–1200 | 65,7 млрд | 3,2% | 458,5 |
Белоруссия | 9,5 | 48 | 60 | 250–350 | 0,677 млрд | 1% | 71,3 |
Казахстан | 17 | 50 | 65 | 450–500 | 2,45 млрд | 1,1% | 144,1 |
Украина | 45,5 | 139 | 60 | 260–350 | 1,9 млрд | 1% | 41,8 |
* В таблице даны показатели доли контрактников от общей штатной численности солдат и сержантов (прапорщиков) в Вооруженных силах этих стран |