Фото с официального сайта Министерства обороны Российской Федерации
На днях в Оренбургской области в районе Орска началось строительство новой радиолокационной станции (РЛС) высокой заводской готовности (ВЗГ) системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Воронеж-М». Таким образом, Россия продолжает готовиться к отражению ракетных угроз. Строящаяся в Поволжье РЛС будет играть здесь важную роль. В строй она войдет относительно быстро – через год-полтора, в то время как для ее предшественниц этот период составлял пять–девять лет.Как отмечает Минобороны, «в настоящее время на территории страны развернуты четыре РЛС нового поколения». Боевое дежурство несут РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» в Краснодарском крае и РЛС «Воронеж-М» в Ленинградской области. Радиолокационные станции «Воронеж-ДМ» в Калининградской и Иркутской областях функционируют в режиме опытно-боевого дежурства. Кроме Оренбургской области, в 2013 году работы по созданию РЛС нового поколения развернуты в Красноярском и Алтайском краях. В рамках развития системы предупреждения о ракетном нападении строительство новых РЛС ВЗГ планируется и в ряде других регионов страны.
Предполагается, что новые станции будут расположены примерно на расстоянии в 1 тыс. км друг от друга. Заместитель министра обороны Юрий Борисов уверен, что к 2018 году радиолокационное кольцо России, созданное станциями высокой заводской готовности, обретет законченную архитектуру. По словам замминистра, это позволит надежно перекрыть все потенциальные ракетоопасные направления, откуда могут «прорываться баллистические ракеты всех типов». Такие планы, конечно, внушают определенный оптимизм. Но зададимся вопросом: насколько новая система предупреждения о ракетном нападении обеспечит безопасность России? Безусловно, новые РЛС смогут быстро обнаруживать старты баллистических ракет с любой точки мира. Но способны ли будут наши войска уничтожить такие ракеты, если они будут угрожать России?
Во времена СССР, когда между Москвой и США действовал Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), существовало всего две территории (вокруг Москвы и Баку), на которых мы могли с определенной долей эффективности отразить подобные ракетные угрозы. США, как известно, вышли из данного Договора и сейчас фактически никто не запрещает России иметь противоракетный зонтик над всей своей территорией. Но, во-первых, это вызовет беспрерывную гонку вооружений. Уже сейчас эксперты замечают относительный поступательный рост военных расходов в структуре бюджета страны. Заметим, что этот рост сопровождается снижением доли расходов на социальные проекты, здравоохранение, культуру.
Во-вторых, даже включившись в такую гонку, конечно же, нельзя будет утверждать, что мы создадим себе полную гарантию безопасности. Научно-технический прогресс, в том числе в оборонной сфере, не стоит на месте. Появляются новые виды вооружений, разрабатываются новые способы вооруженной борьбы и т.п. Россия должна на них реагировать, выделяя соответствующие бюджетные деньги. Но сколько здесь надо выделять, где тут, как говорится, золотая середина? Заметим, что 5 июля на заседании Совета безопасности РФ, посвященном вопросам совершенствования военной организации страны на период до 2020 года, Владимир Путин вывел формулу таких военных расходов. По его словам, «военная организация должна обладать всеми возможностями для того, чтобы предотвратить потенциальную агрессию против нашей страны, дать решительный ответ на любые попытки силового давления и шантажа, обеспечить гарантированную защиту суверенитета России, безопасность наших граждан. При этом оборонные программы должны быть разумными и не ложиться тяжким бременем на экономику, на социальную сферу страны».
В 2013 году на оборону Россия потратит 3,2% от ВВП, на здравоохранение – 3,7% от ВВП. Но уже в 2016 году это соотношение в бюджете поменяется с точностью до наоборот – 3,8% от ВВП потратят на национальную оборону и 3,3% от ВВП – на здравоохранение.
В ближайшие три года в бюджете страны расходы на национальную экономику упадут с 4,7% от ВВП в 2013 году до 4,2% в 2016 году, на социальную политику соответственно с 12,8% от ВВП в 2013 году до 11,1% в 2016 году. Все эти цифры отражены в Основных направлениях бюджетной политики, которые исходя из установок президента подготовило правительство. Трудно сказать, насколько «разумны» эти показатели. У них есть оппоненты в лице бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Но, похоже, вряд ли они будут изменены. Очевидно и то, что Россия вряд ли в ближайшие годы создаст супервооружения, способные обезопасить ее территорию и население от всевозможных военных угроз.