Одним из приоритетов Вооруженных сил Казахстана называется сотрудничество с НАТО. Фото с официального сайта Министерства обороны Республики Казахстан
В то время как на Урале в эти дни проходит активная фаза российско-китайского военного учения «Мирная миссия-2013», в минувшую субботу по программам НАТО в Казахстане и Монголии развернулись миротворческие маневры. Руководство альянса в специальном пресс-релизе заявило, что планирует увеличивать число учений в течение следующих нескольких лет, в том числе и на постсоветском пространстве. Это связывается в первую очередь с выводом войск НАТО из Афганистана.Отмечается, что учения не просто будут проводить чаще – они станут более амбициозными по размаху и включат в себя широкий спектр сценариев и полный спектр задач Североатлантического союза. Вполне естественно, что данные маневры затрагивают геополитические и военные интересы России и ее ближайших единомышленников. Тем более что проводить их НАТО планирует совместно с союзниками и партнерами РФ вблизи российских границ. Тематика учений будет близка той, которую отрабатывают на аналогичных маневрах в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Налицо явное нарастание соперничества НАТО с пророссийскими военными организациями и, собственно, самой Россией.
Это соперничество усиливается в связи с очередным похолоданием отношений России и США. На днях влиятельные американские сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм высказались за проведение нового этапа расширения НАТО и размещение элементов системы ПРО в Европе. Пока это только слова и планы, но не исключено, что совсем скоро они могут быть реализованы.
И тогда это затронет не только Россию, но и пространство приграничных с РФ стран, пока далеких от нынешнего влияния НАТО. Скажем, на Дальнем Востоке.
Так, в Монголии проходит организованная военным ведомством этой страны и командованием Тихоокеанского флота США активная фаза международных миротворческих учений «В поисках Хана – 2013». В учениях задействованы более тысячи военнослужащих из Монголии, США и других стран НАТО (Канады, Австралии, Франции, Великобритании, ФРГ), а также Индии, Японии, Южной Кореи, Вьетнама, Индонезии и Мьянмы. Впервые в маневрах принимают участие миротворцы из Таджикистана. Между тем Россия и Китай направили на учения в Монголию только наблюдателей. Хотя затронутыми оказались оборонные интересы именно этих двух стран, у чьих границ наблюдается временная концентрация международных военных сил.
Нельзя не упомянуть и о стартовавших в минувшую субботу в Казахстане на Илийском полигоне (Алматинская область близ китайской границы) тактико-специальных миротворческих учениях «Степной орел – 2013» (СО-2013). Проводятся они также совместно с НАТО, а от Китая и России на них нет даже наблюдателей. Астана пытается делать вид, что не замечает этого, а генерал-майор Даулет Оспанов даже заявил о том, что одним из приоритетов вооруженных сил (ВС) Казахстана является расширение сотрудничества с альянсом. Он заверил, что участники маневров будут стремиться действовать по стандартам НАТО. «Отличительной особенностью нынешнего учения является то, что в этом году казахстанский миротворческий батальон «Казбат» будет оцениваться по первому уровню программы «Концепция оперативного потенциала» (это один из проектов альянса. – «НГ»). Оценку произведут эксперты НАТО и группа экспертов ВС Казахстана. Полученная оценка даст возможность быть оперативно совместимыми со стандартами НАТО и работы в многонациональной среде», – подчеркивают в Минобороны Казахстана.
Заметим, что военнослужащие «Казбата» также принимают участие в маневрах, организуемых ОДКБ. НАТО, как известно, сотрудничество с данной организацией игнорирует. Хотя руководство альянса активно контактирует со странами – участницами ОДКБ – Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, которые также прибыли на учения «Степной орел – 2013». «Наши действия направлены исключительно на миротворческие мероприятия. То есть мы будем отрабатывать миротворческие операции на случаи, когда, например, существуют две противоборствующие стороны, а мы пытаемся не позволить им между собой воевать. Никаких отработок антитеррористических операций на данных учениях не будет», – раскрывает замысел СО-2013 помощник начальника оперативного отдела центрального командования сухопутных войск США Кен Робертс. Можно предположить, что данный замысел с учетом объявленных НАТО планов распространяется на Центрально-Азиатский регион, где подобные потенциальные конфликты могут произойти. Российским военным руководством эти сценарии тоже рассматриваются совместно с партнерами по ОДКБ (в том числе Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном). Коллективную оборону страны СНГ уже организовывали и участвовали в похожих миротворческих учениях «Нерушимое братство» в 2012 году. Аналогичные учения в Челябинской области запланированы в РФ и в октябре 2013 года.
«Нет ничего плохого, что союзники и партнеры России активно сотрудничают со странами НАТО. Это их право. Однако если такие отношения затрагивают интересы России и ее союзников, то, конечно же, они должны корректироваться», – считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков. Он указывает на тот факт, что НАТО стремится укрепиться в Центральной Азии. Поэтому и готовится к возможному миротворческому участию в урегулировании конфликтов, которые могут здесь произойти. «Такое участие НАТО мы уже наблюдали в Косово на Балканах, в Ираке, Ливии и т.п. Если НАТО также будет действовать в Центральной Азии, то, кроме деструктивности, ничего хорошего ожидать от альянса не приходится», – считает Родюков.
Военный эксперт, полковник Владимир Попов уверен, что Россия пока не использует полностью весь военно-дипломатический инструментарий и другие рычаги (экономические, политические, культурные и т.п.), чтобы ограничить активность НАТО на постсоветском пространстве. «Если у нас со странами СНГ есть обязательства, связанные с коллективной обороной, то и действовать, строить свои отношения они должны с НАТО исходя из них. Россия может найти способы, чтобы ее союзники сотрудничали с Североатлантическим альянсом исходя из общих интересов безопасности Содружества, а также принципов, изложенных в документах ОДКБ», – рассуждает Попов. Он уверен, что данные принципы в связи с ухудшением отношений с США и возможным расширением НАТО Россией уже в ближайшее время могут быть реализованы.