Российские и китайские адмиралы готовы к совместным маневрам. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
ВМФ России стремится расширить географию своего пребывания в Мировом океане. В планах применения военно-морских группировок просматриваются конкретные стратегические цели, реализация которых предусматривает использование реальных и потенциальных геополитических союзников Москвы. Именно в таком аспекте можно рассматривать начавшиеся на прошлой неделе в акватории залива Петра Великого российско-китайские маневры «Морское взаимодействие-2013» (МВ-2013) и дальний поход кораблей ВМФ России в Атлантику.Вчера началась активная фаза учения МВ-2013, в котором с обеих сторон задействовано около 20 кораблей и судов различных классов, более 10 самолетов и вертолетов. Такая масштабная совместная военно-морская группировка РФ и КНР сконцентрировалась вблизи российских дальневосточных границ впервые. Впечатляет состав китайской группировки – семь современных кораблей: эсминцы «Шенья», «Шицзячжуан», «Ухань» и «Ланчжоу», фрегаты «Яньтай» и «Яньчэн», а также комплексное судно снабжения «Хунджу». Сам переход этой группировки во Владивосток вызвал неоднозначную реакцию со стороны Японии, США и других стран региона, увидевших в происходящем стремление Москвы и Пекина доминировать в регионе, где не решены приграничные споры. Известно, что Пекин наряду с Токио и Манилой претендует на территории в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. При этом у Японии устойчивые притязания к Курильским островам.
Заместитель начальника Главного штаба ВМФ контр-адмирал Леонид Суханов заявил, что начавшиеся маневры «не направлены ни на какую третью сторону и не несут под собой никакой политической подоплеки. И тем более не могут рассматриваться, как предупреждение для других стран. Мы учимся бороться с пиратством, а не с кем-то еще». Хотя даже беглое знакомство с тактико-техническими характеристиками кораблей, участвующих в маневрах, говорит о том, что задачи учения МВ-2013 более значимые и масштабные. К примеру, согласно открытой информации, китайские эсминцы, прибывшие во Владивосток, – это многоцелевые быстроходные маневренные корабли, предназначенные для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Борьба с пиратством для них – вспомогательная задача. И с этой задачей справится даже один корабль.
Истинные замыслы маневров приоткрывает информация, которую предоставил официальный представитель ТОФ капитан 1-го ранга Роман Мартов. По его словам, кроме антитеррористических и спасательных задач на учении МВ-2013 «будут отработаны элементы конвоирования судов и пополнения запасов в море, совместная организация противолодочной, противовоздушной и противокорабельной обороны. Моряки проведут также стрельбы по надводным и воздушным целям».
Обращает на себя внимание тот факт, что почти все китайские корабли оборудованы российскими средствами ПВО и способны с их помощью эффективно прикрывать крупные военно-морские ударные группировки, а также прибрежные территории. Не исключено, что запланированные на маневрах стрельбы по воздушным целям сопряжены с проходящими в настоящий момент в Приморье тактическими учениями под общим руководством командующего объединением ВВС и ПВО Восточного военного округа генерал-майора Сергея Дронова. Представитель ВВО подполковник Александр Гордеев сообщает, что в рамках этого учения впервые состоятся боевые стрельбы из зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «С-400» и ЗРПК «Панцирь-С». «В вопросах обороны побережья взаимодействие сухопутных и морских сил ПВО, в которых могут принимать участие и союзники из КНР, – важная задача. И она может присутствовать в замысле учений МВ-2013», – считает военный эксперт полковник Владимир Попов. Он считает, что у России и Китая есть общие геополитические интересы на Тихом океане, особенно вблизи своих границ и спорных территорий. «Россия, которая имеет проблемы с обновлением своего ВМФ, стремится отстаивать свои геополитические интересы вместе с другими странами, у которых есть позиции и цели, схожие с российскими», – отмечает Попов.
Эксперт указывает на военно-морские маневры, которые командование ВМФ России запланировало провести в ближайшее время в Средиземноморье и Атлантике. Источники «НГ» в штабе ВМФ сообщают, что в настоящий момент межфлотская группировка ВМФ в составе кораблей Черноморского и Северного флотов (гвардейского ракетного крейсера «Москва» ЧФ, большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» СФ, а также большого морского танкера «Иван Бубнов» и морского буксира МБ-304 ЧФ) начала дальний поход в Атлантический океан. Здесь в середине июля группировка проведет учение и отработает взаимодействие со стратегической авиацией ВВС и подводными лодками Северного флота. По завершении перехода корабли посетят с деловыми визитами порты Кубы, Никарагуа и Венесуэлы. В штабе ВМФ отмечают, что морское присутствие в странах Латинской Америки не случайно. Посещая порты дружественных стран, наши корабли пополнят запасы воды, топлива, продовольствия, а экипажи отдохнут.
Полковник Попов допускает, что именно в одной из этих стран Россия в будущем оборудует свою военно-морскую базу. Но эксперта волнует то обстоятельство, что стремление России к постоянному присутствию в Мировом океане осложняется проблемами старения военного флота. «Линейку военных кораблей только планируется обновить. А пока они поступают в состав ВМФ в единичных экземплярах и, как правило, имеют при этом технические огрехи», – рассказывает Попов. По его словам, первоначально планировалось, что межфлотская группировка будет сформирована из кораблей трех флотов – Черноморского, Северного и Балтийского. Однако планировавшийся к включению в нее сторожевой корабль БФ «Ярослав Мудрый» вернется в Балтийск после выполнения задач боевой службы в Атлантике. По сведениям из штаба ВМФ, сторожевику требуются ремонт и техническое обслуживание. Хотя это относительно новый корабль. В состав Балтийского флота он введен чуть более четырех лет назад.