0
66815
Газета Воины и Армии Интернет-версия

09.07.2013 00:01:00

Авария "Протона": анонимная версия для дураков

Тэги: космос, протон, авария, роскосмос


космос, протон, авария, роскосмос Так падал аварийный «Протон-М». Фото Reuters

Комиссия Роскосмоса, расследующая аварию ракеты-носителя «Протон-М» и состоящая сплошь из заинтересованных лиц, нашла, на кого свалить очередную неудачу. Некий анонимный источник поведал Интерфаксу: «Расшифровка полученной телеметрии позволяет сделать предварительный вывод об отказе системы управления ракеты-носителя». Система, мол, сразу после старта стала получать некорректную информацию от датчиков, поэтому ракета потеряла ориентацию. И теперь предстоит установить причину неправильной работы  датчиков ориентации – отказали они или были неправильно подключены. «Однако, по логике вещей, неправильное подключение датчиков должны были обнаружить при комплексной проверке ракеты-носителя на заводе и на «Байконуре», – указал источник, намекая на безалаберность системщиков из московского ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина».
Кто-то, может, и проглотит эту чушь, но человек, когда-то связанный с производством сложной техники, просто не поверит. Потому что невозможно неправильно подключить датчик. И вообще ни один кабельный разъем в ракете-носителе. Попытаюсь популярно объяснить тем, кто далек от техники.
Посмотрите на тыльную сторону любого системного блока компьютера. Там вы увидите воткнутые кабели электропитания, монитора, клавиатуры и т.д. Вытащите кабель монитора, переверните соединительную колодку и попытайтесь вставить на прежнее место. Ничего у вас не получится. А теперь попробуйте вставить этот разъем поочередно во все, какие только есть на системном блоке. Результат будет тот же. То есть каждый кабель можно вставить исключительно в предназначенное для него место. Это исключает возможность ошибок.
В ракете все устроено точно так же. Каждый разъем можно вставить только в единственно предназначенное для него гнездо и только в одном положении. Соединить датчик неправильно – невозможно!
Отказ датчика, тем более двух – вещь редкая. Но всяко случается, поэтому подобные системы дублированы. Отказал основной датчик – включился запасной или дополнительный. Да и не нужна на первых секундах полета ориентация. Двигатели просто толкают ракету вверх.
А главное – система управления не может быть причиной пожара внутри ракеты. Но на видеозаписи мы видим, что ракета разваливается, падая, и пламя полностью охватило ее изнутри. Даже головная часть полыхает. Насчет источника пламени гадать особо не приходится – это двигатели первой ступени и утечка компонентов топлива из баков. А это все изготавливает ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Заметим, что сотрудники Центра занимают ведущие места в комиссии по расследованию.
Двигатели «Протона» на взлете дают ровную струю голубого пламени. Это прекрасно видно на старых видеозаписях. А вот на тех, что сделаны в последние год-два, в голубой поток выбрасывается язык красного пламени с дымком. Но быстро исчезает, и полет идет нормально. Получается, брак стал регулярным, но раньше проносило, а в этот раз не обошлось.
Накануне на заседании комиссии глава Роскосмоса Владимир Поповкин озвучил версию, точно так же предварительно вброшенную анонимным источником. Тем самым сделав ее официальной. Суть в следующем: отрыв ракеты-носителя от площадки произошел раньше положенного на 0,4 секунды, когда двигатели еще не вышли на режим. И система управления, установив, что двигатели работают не на полную мощность, героически увела ракету в сторону, дабы не разрушить стартовую площадку, которая в сотни раз дороже «Протона».
То есть состоялась очередная попытка выставить всех нас дураками. Не знаю, насколько сам Владимир Поповкин поверил в эту чепуху, но вице-премьеру Дмитрию Рогозину, видимо, такое объяснение не понравилось. Глупость этой версии в том, что при недостатке мощности двигателей ракета с места не двинется. Школьный курс физики: чтобы сдвинуть тело, требуется усилие, равное массе тела. Как-то так. А чтобы поднять ракету в 600 тонн, требуется усилие не менее 600 тонн. И если двигатели не вышли на полную мощность, а ракета пошла вверх, значит, помимо основных двигателей появилась какая-то дополнительная тяга. Например, в результате утечки компонентов топлива, дополнительно сгорающего под торцом ракеты. И поступающего в пустоты корпуса ракеты, в результате чего она изнутри вся заполыхала до самой головной части. Как ни крути, а все проблемы идут от двигателей, трубопроводов и баков. А это работа «хруников».
Сейчас произошел анонимный вброс обвинения в адрес пилюгинцев. Если это проглотят (а СМИ версию тупо повторят, тут сомневаться нечего), значит, всех собак навешают на изготовителей системы управления. Кого-то уволят, и Поповкин посадит на шею пилюгинским своего человечка. Который ничего не смыслит в деле, зато знает, как правильно распределить бюджет. А катастрофы «Протонов» будут продолжаться.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1891
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3908
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2945
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2407

Другие новости