Фото с официального сайта Министерства обороны РФ.
12 июня 2013 года в Кремле состоялся ежегодный ритуал вручения Государственных премий Российской Федерации. В числе прочих лауреатские знаки получили трое создателей межконтинентальной ракеты Р-24 «Ярс» – представители трех предприятий из 800, участвующих в разработке и производстве этого стратегического изделия. Во вступительной речи президент РФ Владимир Путин назвал комплекс «Ярс» «огромным вкладом в укрепление нашего стратегического потенциала, в обеспечение безопасности России».Как полагается, главные создатели стратегической ракеты – генеральный директор НПЦ автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина Ефим Межирицкий, генеральный директор Московского института теплотехники Сергей Никулин и генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин выступили с речами.
Президент Владимир Путин слушал, бросая искоса взгляды, не то ироничные, не то одобрительные. А потом вышел и, несколько нервно переминаясь, расставил все точки, высказал самое важное: «Один из выступавших оборонщиков, ракетчиков, сказал такую фразу: «Если не мы, то кто?» Позволю себе ее изменить: «Если не мы, то нас». А другой коллега заметил: «А теперь можно работать спокойно». Позволю себе подискутировать. Нет никакой агрессивности. Есть простая правда жизни, которая заключается в том, что конкуренция постоянно возрастает. И мы должны быть лучшими по всем направлениям: и в искусстве, и в литературе, и в науке, и в творчестве, и в производстве. И поэтому спокойно работать не удастся. От нашей конкурентоспособности зависит будущее нашей страны».
Афоризм «Если не мы, то нас» вызвал бурю откликов в СМИ и Интернете. Многие увидели в этом возрождение советской риторики. Более того, риторики имперской. Хотя, по сути, Владимир Путин всего лишь таким образом выразил простой принцип современной мировой политики: слабых – бьют. Как минимум с ними никто не считается.
Как никто не считается с мнением России в вопросе Сирии или Ирана. А еще раньше не посчитались, когда начали бомбить Югославию. Да и юридических гарантий ненаправленности американской системы ПРО против России нам не дают.
Что касается конкуренции, то мысль, безусловно, правильная. Но трудно говорить о конкуренции на мировой арене, если ее нет внутри страны. У нас одна авиастроительная корпорация, одна судостроительная компания, один вертолетный холдинг, один разработчик и производитель твердотопливных ракет. Надо признать, что облауреаченный «Ярс» – модернизация именно «Тополя-М», получившего новую систему управления и три боеголовки вместо одной. Если это лучшее, что сделала оборонка за последние годы, то, выходит, оружие нового поколения вообще не создается.
То же самое с конкуренцией в сфере культуры и искусства. Не нашлось ни одного достойного произведения, поэтому Госпремию РФ вручили просто по совокупности старых заслуг. И за сохранение студии «Мосфильм». Хотя сохранить все студии России можно было всего лишь с помощью госзаказа и дотаций. Это же не Олимпиада, совсем другие деньги.
О каких литературных произведениях мирового уровня может идти речь, если писатели – «совесть народная» – отсутствуют в Госдуме. Если книгоиздание сокращается, а литература как предмет фактически изгнана из школьной программы. За литературу в России не платят, сочинение романов перешло в разряд хобби. Даже бульварное чтиво не может уже прокормить автора.
Раньше была сфера, где Россия не просто конкурировала, а лидировала – космос. Но сейчас говорить об этом серьезно нельзя. Сплошь и рядом старты не удаются или откладываются на неопределенный срок. Можно было бы отметить действительное достижение – развертывание за четыре года навигационной системы ГЛОНАСС и выход ее на показатели, близкие к конкурирующей американской системе GPS. Но главный конструктор системы Юрий Урличич уволен со всех постов, а ГЛОНАСС снова вступила в стадию деградации. Одновременно десятки сотрудников МВД, ФСБ, СК РФ, Счетной палаты и прочих аудиторов ищут похищенные 6 млрд. руб. из денег ГЛОНАСС. Задача безнадежная, поскольку за период «хищений» ОАО «Российские космические системы» получило немногим больше 2 млрд. руб. И сумело на эти деньги создать навигационный спутник нового поколения, наземные станции коррекции и много всего другого.
Хуже всего обстоят у России дела с конкуренцией в системе управления. В той же оборонке сплошь и рядом руководителями предприятий становятся не конструкторы и производственники, а менеджеры-дилетанты. И главная их задача не создавать «щит Родины», а вульгарно «рубить бабло». Гособоронзаказ для них – не средство создания новых образцов оружия, а просто способ получить деньги. В этом они видят свою задачу.
Да у нас, куда ни глянь, везде такая ситуация – в ЖКХ, в гражданской промышленности, образовании, науке, культуре…
Если не нас, то мы сами себя…