Между тем прошло время, и новое руководство Минобороны ратует за такие инициативы. Внесение изменений в закон, отмечает Горемыкин, необходимо для того, чтобы сохранить профессиональные кадры. Кроме того, карьерный рост офицера связан с подготовкой в высших учебных заведениях, например, в видовой академии, Академии Генштаба, то есть много времени отводится для его подготовки. А когда же служить? «Чтобы это как-то оправдать, мы пошли на увеличение возраста», – заявляет генерал.
Объяснения начальника ГУКа вполне понятны. С одной стороны, руководство Минобороны действительно заинтересовано в сохранении военных кадров. Преподаватели военных вузов, офицеры-медики в госпиталях, кадровые военные, проходящие службу в крупных городах, такие инициативы, видимо, встретят с оптимизмом. Однако как быть с теми, кто служит в войсках и основное время проводит на полигонах, пограничных заставах, решает боевые задачи на Северном Кавказе, обеспечивает охрану важных государственных объектов и т.п.? Для этих людей более ранний выход на пенсию – важная льгота, которая компенсирует тяготы и лишения службы. И таких категорий военнослужащих большинство в армии и других силовых структурах (Внутренних войсках МВД, Погранвойсках ФСБ).
Видимо, не случайно, комментируя данную проблему, Горемыкин обмолвился, что поправка об увеличении предельного возраста на военной службе пока не согласована с одним из федеральных органов исполнительной государственной власти, где предусмотрена военная служба. Он не указал, какое это ведомство, но скорее всего это может быть ФСБ, где принципу ротации и омолаживанию кадров придают важное значение. В Погранвойсках ФСБ, а это, по самым грубым прикидкам, не менее 60 тыс. военнослужащих, основной контингент служит в отдаленных местностях с трудными климатическими условиями. Заметим, что в этих войсках все – контрактники. А это значит, что, согласно поправкам, которые предлагает Минобороны, все категории военнослужащих – от солдата до майора, чтобы выйти на пенсию, должны служить до 50 лет или увольняться ранее, не получив положенных льгот. Возникает вопрос – зачем же при таких условиях служить?
Горемыкин сообщает, что проект закона о повышении предельного срока военной службы в ближайшее время появится на интернет-сайте Минобороны. Скорее всего, как это практикуется, на сайте появится возможность всем желающим проголосовать, поддерживают ли они этот документ. Голосование, если оно будет положительным, может стать еще одним аргументом Минобороны при отстаивании законопроекта в правительстве и Госдуме. Хотя заметим, что подобное голосование уже было организовано в марте 2012 года на интернет-портале «Форум правовой взаимопомощи военнослужащих». Тогда большинство (54%) интернет-пользователей указали, что проект документа о повышении предельного срока военной службы военнослужащим невыгоден. А 27% отметили, что закон будет благом только для тех, кто служит в крупных городах.
Если сравнивать с опытом других стран, то, казалось бы, инициативы Минобороны о повышении предельного срока военной службы для военнослужащих вполне логичны. Скажем, в США предельный возраст для офицеров устанавливается в 62 года. В Великобритании для рядовых и сержантов он составляет 47 лет, офицеров – 55 лет, генералов – 60 лет. Аналогичные временные параметры введены и для военнослужащих Франции и ФРГ, где предельный возраст полковника определен планкой выше 50 лет. Хотя там более тонкая градация. К примеру, в штабах бундесвера полковнику можно служить до 58 лет.
Заметим, что средняя продолжительность жизни мужчин в этих странах приближается к 75–78 годам. В России она составляет около 64 лет. При этом данных о средней продолжительности жизни военных пенсионеров в стране нет. Не исключено, что по объективным причинам она ниже среднероссийской. Получается, что если поправки Минобороны об увеличении предельного срока военной службы будут приняты, то у многих будущих отставников срок пенсионной жизни будет еще более коротким.
Создается впечатление, что инициативы об увеличении предельного срока военной службы, которые сегодня реанимируются, вовсе не проект Минобороны. Это проект финансового лобби, ставящего цель уменьшить в бюджете страны пенсионные издержки. Но, как известно, Владимир Путин крайне осторожно подходит к идее увеличения пенсионного возраста для населения. В том же русле действует, видимо, и глава Минобороны Сергей Шойгу. Президент и министр понимают, что данные инициативы чреваты социальными потрясениями, в том числе среди силовиков. Видимо, не случайно Шойгу вывешивает проект закона об увеличении предельного возраста прохождения службы на сайте своего ведомства. Ему нужно знать отношение в обществе и армейской среде к этому документу.