Дмитрий Рогозин и Сергей Шойгу обеспечат армии инновационный рывок. Фото PhotoXPress.ru
Уже в ближайшее время, по данным «НГ», в Вооруженных силах будет создана экспериментальная группировка войск (сил) – ЭГВ. В ней совместно с военными экспертами, в том числе находящимися в запасе, и штатными учебно-испытательными центрами будут задействованы представители оборонной промышленности и военной науки. В постсоветской истории России это совершенно новая структура, которая, по замыслу ее разработчиков, должна обеспечить развитие и внедрение в практику прорывных идей в военном деле. Об этом рассказал «НГ» источник в российском правительстве. Он отметил, что данный проект уже поддержал председатель Военно-промышленной комиссии (ВПК), вице-премьер Дмитрий Рогозин, дав поручение ряду министерств, в том числе Минобороны и Минпромторгу, рассмотреть данный вопрос.По словам источника, организационная структура экспериментальной группировки будет зависеть от перечня задач, определенных военным руководством страны. «Главная цель – исходя из предназначения формирований военной организации государства, тенденций в теории и практике военного дела, совместно с наукой России, обеспечить предприятиям ОПК постановку внятных задач на разработку современных средств поражения и управления». Кроме того, одной из главных задач формируемой ЭГВ станет апробация новых вооружений и выработка предложений по их применению.
В том числе формирование в армии и на флоте новых организационно-штатных структур органов управления, частей и соединений, которые это новое оружие будут применять.
Принципиальное отличие ЭГВ от прежних научно-исследовательских систем состоит в том, что, по замыслу авторов, в процессе разработки новых видов вооружений «будут оставлены в покое боевые части». И при участии ВПК и Минобороны будет создана структура, «которая смогла бы обкатывать макеты и уже готовую продукцию внедрять в войска».
Автор идеи – бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск генерал-лейтенант Сергей Скоков, который летом 2011 года вместе с некоторыми другими военачальниками подал рапорт о своем досрочном увольнении с военной службы. «НГ» (см. номер от 05.11.11) и ряд СМИ тогда писали о том, что досрочное увольнение генералов связано с их несогласием с шагами по реформированию армии, которое осуществляло прежнее руководство Минобороны во главе с Анатолием Сердюковым. Теперь, похоже, к идеям генерала Скокова и в правительстве, и в армии прислушались. Эти предложения поддерживают и авторитетные военные эксперты.
Президент Академии военных наук РФ генерал армии Махмут Гареев считает, что ЭГВ – «это новый взгляд на способы взаимодействия между производителем и заказчиком перспективных образцов вооружения и техники, а также военным сообществом. В результате организации этого объединения ОПК может полностью раскрыть свои возможности за счет взаимодействия с особой структурой Минобороны (имеется в виду ЭГВ. – «НГ»), которая не будет обременена никакими другими задачами, кроме экспериментально-исследовательских функций».
Экс-руководитель ВПК при правительстве, председатель совета директоров ряда крупных высокотехнологичных промышленных холдингов, производящих современное вооружение, Владислав Путилин уверен, что «бесперспективно решать задачу создания сложных современных технических систем для Вооруженных сил без учета новых форм и способов ведения боевых действий, изменения механизмов принятия решений, новых процедур управления, где эти системы предполагается использовать». Ликвидировать это противоречие, по его мнению, сможет ЭГВ.
По мнению руководителя межведомственной комиссии ВПК при правительстве генерала армии Александра Старовойтова, создание ЭГВ «позволит снять бремя несвойственных задач с боевых частей, сохраняя тем самым их постоянную готовность к решению задач по предназначению». Старовойтов в этой связи указывает на имеющиеся проблемы, связанные с испытанием в войсках Единой системы управления в тактическом звене (ЕСУ ТЗ). Его комиссия осенью прошлого года проверяла состояние разработки ЕСУ ТЗ. Эта система должна была быть принята на вооружение еще три года назад. Но до сих пор совершенствуется и разрабатывается, поскольку не устранены многие проблемы. Анализируя их, Старовойтов делает вывод о том, что «существенное негативное влияние на создание ЕСУ ТЗ оказывает недостаточный уровень его военно-научного и научно-технического сопровождения, отсутствие действенных механизмов определения качества разработки и ее внедрения в боевую практику, максимально приближенных к реальным условиям ее эксплуатации в войсках». «НГ» в свое время писала (см. номер от 12.11.12), что на учениях «Кавказ-2012» солдаты «цифровой бригады», которые пытались применить ЕСУ ТЗ, прослужившие всего 1–2 месяца, оказались просто неспособны эксплуатировать сложную аппаратуру и боевую технику. Но тем не менее эту систему каким-то образом исследовали и оценивали.
Похоже, некоторые идеи создания в армии и на флоте экспериментальной группировки войск уже реализуются на практике. Как заявил на днях заместитель министра обороны России генерал-полковник Олег Остапенко, под его руководством в военном ведомстве создается Система перспективных военных исследований и разработок (СПВИиР). В состав СПВИиР войдут Главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований), Информационно-аналитический центр сбора, анализа и подготовки информации и Координационно-экспертное управление научно-исследовательской деятельности. Кроме того, в ее составе Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Минобороны, а также Научно-исследовательский центр «Бюро оборонных решений», расположенный в Москве, и региональный отдел инновационных разработок в Санкт-Петербурге.
В перспективе планируется создание аналогичных региональных структур СПВИиР в Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке.
Член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков считает, что в рамках СПВИиР будут разрабатываться «инновационные исследования в области обороны». А ЭГВ станет тем «полигоном, своеобразным мостиком между Минобороны и предприятиями российской оборонки и науки, где эти идеи будут доводиться до ума, апробироваться на экспериментальной базе группировки войск и потом серийно приниматься на вооружение».