Фото Reuters
Россия рассматривает вопрос об усилении своей 999-й авиабазы ВВС в Киргизии. Об этом заявил командир базы летчик первого класса полковник Игорь Мордовкин. По словам офицера, авиабаза в Канте важна «как единственная авиационная база в Центрально-Азиатском регионе, которая является воздушной составляющей прикрытия операций наземных сил Организации Договора о коллективной безопасности» (ОДКБ).До каких параметров будет усилена авиабаза, офицер не уточнил. Соглашение между Москвой и Бишкеком о новом статусе российских объектов в Киргизии (в том числе и базы в Канте) только проходит стадию ратификации в Госдуме РФ. Но, судя по информации российского посольства в Киргизии, расширение авиабазы «Кант» ожидается внушительное.
Не исключено, что к 2014 году, то есть к моменту вывода войск НАТО и других государств из Афганистана, она полностью войдет в состав создаваемой сейчас авиационной компоненты Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и станет первым международным военным объектом коллективной обороны на постсоветском пространстве. О новой роли базы в Канте 15–16 апреля шел разговор в Киргизии на выездном совещании Постоянного совета (ПС) ОДКБ, в котором приняли участие генсек ОДКБ Николай Бордюжа, начальник Объединенного штаба Организации генерал-лейтенант Александр Студеникин, посол России в Киргизии Андрей Крутько, военное руководство республики и самой авиабазы. Обращает на себя внимание тот факт, что это первое выездное совещание ПС, и в Киргизию руководители Организации прибыли на военно-транспортном самолете ВВС России. Хотя до этого, как правило, их передвижение происходило на гражданских авиалайнерах. Бордюжа не скрывает, что уже в ближайшее время в ОДКБ появятся так называемые коллективные авиационные силы (КАС). И, видимо, военно-транспортный самолет, на котором прибыла делегация ОДКБ, войдет в их состав. КАС, видимо, будут состоять не только из самолетов российской авиации. Николай Бордюжа заявил на днях: «Мы предполагаем, что все государства, кто, конечно, сегодня способен на это, выделят в состав коллективных авиационных сил соответствующие авиационные средства». При этом генсек ОДКБ отметил, что КАС предполагается в перспективе использовать как для воздушного прикрытия возможных войсковых операций, так и для транспортировки контингентов войск ОДКБ к месту проведения той или иной операции. То есть «авиационные планы» у руководителей ОДКБ значительные. Видимо, не случайно, прибыв в Киргизию, они внимательно знакомились с боевыми характеристиками летательных средств, дислоцированных на 999-й авиабазе. Как сообщают местные СМИ, в Канте Бордюжа «осмотрел военную авиатехнику и побеседовал с личным составом российской авиабазы. Кроме того, российские летчики провели показательные полеты на самолетах Су-25 и вертолете Ми-8 МТВ».
Именно эта авиатехника сейчас дислоцируется там. Кроме того, контингент авиабазы включает около 250 военнослужащих и членов их семей, а также работающих там по найму киргизских граждан (53 человека). Как сообщает официальный сайт посольства РФ в Киргизии, «с завершением этапа развертывания численность российской авиабазы составит около 1000 военнослужащих и гражданских специалистов». При этом, кроме штурмовиков Су-25 и военных вертолетов Ми-8, на базе будут дислоцироваться истребители Су-27, военно-транспортная авиация и учебные самолеты Л-39. Учебная авиация, видимо, нужна, чтобы обучать летному делу киргизских военнослужащих, что закреплено в новом соглашении о статусе объединенной российской военной базы в Киргизии.
В СМИ ранее проходила информация, что «Кант» будет использоваться как аэродром подскока для Дальней авиации ВВС России. Но вряд ли стратегические ракетоносцы, оснащенные ядерным оружием, войдут в состав КАС ОДКБ. Хотя истребительная и штурмовая авиация, а также ударные вертолеты из ВВС России, Казахстана и Белоруссии (именно эти страны ОДКБ обладают такими военно-авиационными возможностями), судя по российско-киргизским договоренностям о статусе 999-й авиабазы и планам ОДКБ, вполне вероятно, могут дислоцироваться в «Канте».
Особенно они будут востребованы после 2014 года, когда из Афганистана уйдут войска НАТО и под Бишкеком прекратит действовать авиационный перевалочный пункт США и НАТО «Манас». «Бордюжа не раз заявлял о включении в зону ответственности ОДКБ Афганистана. Этой стране, как и Сербии, предоставлен статус наблюдателя в парламентской ассамблее ОДКБ. Поэтому, видимо, не исключено, что официальный Кабул, после того как из Афганистана уйдут международные силы содействия безопасности, попросит военную помощь у Организации коллективной обороны. И здесь наша боевая авиация будет как нельзя кстати», – считает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. О способности своих подчиненных выполнить задачи в условиях горной местности заявляет и полковник Игорь Мордовкин. Будут ли эти задачи связаны с Афганистаном, он пока не знает. Но уверен, что его «экипажи подготовлены в полном объеме к выполнению боевых задач в горной местности во всех условиях. Большинство летчиков, которые выполняют задачи на территории авиационной базы «Кант», имеют боевой опыт, прошли становление и приобрели опыт в локальных конфликтах», – отмечает он.
Авиабаза «Кант»
Военный аэродром, расположенный в Чуйской области Киргизии (в 20 км к востоку от столицы Киргизии Бишкека). На аэродроме дислоцирована 999-я авиабаза, входящая в состав 2-го командования ВВС и ПВО Центрального военного округа. На аэродроме дислоцируется авиация ВС Киргизии. Российская авиабаза функционирует в соответствии с решением Совета коллективной безопасности от 25 мая 2001 года. В ноябре 2002 года министры обороны стран ОДКБ подтвердили согласие использовать военный аэродром в городе Канте для размещения группировки ВВС России в качестве авиационного компонента Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Авиабаза функционирует на безвозмездной основе. База должна будет (после ратификации документа в Госдуме) на безвозмездной основе (кроме заправки авиационной техники горюче-смазочными материалами) оказывать военно-техническую помощь военно-воздушным судам Киргизии и других государств ОДКБ.