Следующую зиму авианосец встретит в теплых водах. Фото с официального сайта ВМС Индии
Несмотря на серьезный срыв сроков постройки и сдачи авианосца «Викрамадитья», индийская сторона не ставит вопрос о штрафных санкциях. Об этом в Малайзии на выставке вооружения LIMA-2013 вчера заявил заместитель директора ОАО «Рособоронэкспорт» Виктор Комардин. И если субподрядчики вовремя закончат восстановительный ремонт котлов, а на испытаниях в море не случится ЧП, передача корабля заказчику произойдет 15 ноября нынешнего года.Почти 10-летняя эпопея перестройки советского авианосного крейсера «Адмирал Горшков» в флагман индийских военно-морских сил авианосец «Викрамадитья» подходит к концу. Сейчас корабль находится у причала предприятия «Севмаш» в Северодвинске. 18 апреля его начнут заводить в док. На ввод авианосца в бассейн потребуется двое суток.
Примерно два месяца будут продолжаться работы на борту. После их завершения «Викрамадитья» выйдет в заводскую акваторию. Ориентировочно это должно произойти 16 июня.
После проверки всех систем авианосец с 3 августа по 30 сентября пройдет ходовые испытания в Баренцевом море. В октябре он снова окажется на заводе и будет готовиться к дальнему походу в Индийский океан. Сейчас специалисты «Севмаша» прорабатывают укороченный маршрут – не вокруг Африки, а через Суэцкий канал. В соответствии с контрактом рабочие и инженеры «Севмаша» в течение года будут заниматься гарантийным обслуживанием корабля, а затем еще 20 лет – послегарантийным техническим сопровождением.
Однако не все столь благостно. По-прежнему источником проблем остаются котлы. Во время ходовых испытаний в сентябре 2012 года произошло разрушение теплозащитной кирпичной обкладки пародизельных установок корабля. Причиной стало требование заказчика заменить асбестовую теплозащиту кирпичом. По мнению представителей индийских ВМС, так было дешевле и безопаснее. В результате авианосец, который должны были сдать в декабре 2012 года, задержался в Северодвинске еще на год.
Восстановительным ремонтом котлов занимаются специалисты Балтийского завода из Санкт-Петербурга. Работы сильно затянулись, так что в феврале этот вопрос серьезно обсуждался на межведомственном координационном совете. Были названы новые сроки исполнения: первые четыре котла должны были быть готовы к 20 марта, остальные – уже после вывода корабля из заводского бассейна. Однако в график питерские спецы не укладываются.
На борту «Викрамадитьи» ведутся еще работы, не предусмотренные ни контрактом, ни графиком. Компания из Санкт-Петербурга «Морские комплексные системы» приступила к переоборудованию флагманских помещений. В каютах командира авианосца, командира соединения и в адмиральском салоне выполняется отделка класса «люкс». Есть версия, что это своего рода компенсация за регулярные нарушения графика строительства и срывы срока ввода в эксплуатацию. Во всяком случае, это лучше, чем судиться и платить неустойки.
Уже известно, где будет базироваться «Викрамадитья» в Индии. Это новая база индийских ВМС Карвар на западном побережье штата Карнатака. Здесь же будет находиться взятая в лизинг у России атомная подводная лодка «Чакра», бывшая «Нерпа». Не исключено, что к ней в пару может быть передана в лизинг еще одна атомная субмарина проекта 971 («Щука-Б»). Индийские ВМС проявляют такую заинтересованность. Сейчас готовый корпус «Щуки» находится на стапеле Амурского завода. Будет контракт – лодку достроят полностью.