0
3349
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

«Тётка» ≈ принцесса цирка

Тэги: чехов, каштанка, собака


Каштанка (сценический псевдоним Тётка):
«Молодая рыжая собака ≈ помесь таксы с дворняжкой».

≈ Такая родословная даёт дополнительные умения или, наоборот, ≈ противопоказания к работе в цирке?

≈ К каждой породе нужен индивидуальный подход. Особый разговор о дворнягах. Они отличаются особым умом, потому что в них собраны разные породы. Дворняги имеют преимущество в дрессуре. А таксы ≈ это умные, подвижные и весёлые животные. У Каштанки хорошие данные.

Собачий слух

«Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла...»

≈ Чехов пишет, что Каштанка не выносит музыку. Это для собак обычное дело? Это можно исправить?

≈ У нас в цирке работает дрессировщица Елена Петрикова, у которой 17 собак различных пород, все они работают под живую музыку. Я ни разу не видел, чтобы на репетицию она приглашала живой оркестр, для того чтобы собака в первый раз трубу или барабан услышала. У меня раньше был ротвейлер, который реагировал только на одну песню. Садился, делал грустную морду, губки надувал и начинал выть. Я сделал вывод ≈ в этой песне есть определённые звуки, на которое реагирует животное. Не уверен, что музыка обязательно вызывает раздражение, пёс ведь может подпевать.

Дедовщина среди цирковых животных:

«Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту... Кот ещё сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове┘»

≈ Животные встретили Каштанку трёпкой. Такой приём для новичка возможен? Есть у вас в цирке дедовщина?

≈ (Смеётся). Правильно сделали, что напали. Кот – от страха, гусь – от гордости. А тем более, если у них своя артистическая банда, то поставить на место новичка, тем более собаку – это нормально.

Про Ивана Иваныча (гуся):

«Обыкновенно раньше всех просыпался Иван Иваныч и тотчас же подходил к Тётке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чём-то горячо и убедительно, но по-прежнему непонятно. Иной раз он поднимал вверх голову и произносил длинные монологи. В первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много потому, что очень умён, но прошло немного времени, и она потеряла к нему всякое уважение».

≈ У вас в шоу гуси принимают активное участие. Как можете их охарактеризовать?

≈ Гусь ≈ редкое животное в цирке. Мы специально взяли в своё шоу «Садко» номер Алины Такшантовой. Проработав больше месяца, я увидел, что это не самые умные животные в мире, но и не глупые. Гуси очень гордые. По цирку они ходят гуськом. Самое интересное, что дрессировщица их с детства приучила к колокольчику. Если стая по какой-то причине разделится, они услышат звон и на него из любого уголка цирка придут. У них нет лидера, потому несколько крупных самцов либо регулярно выясняют отношения, либо игнорируют друг друга. Но ходят всегда все вместе. (Улыбается).

Про кота:

«Фёдор Тимофеич в ожидании, когда его заставят делать глупости, стоял и равнодушно поглядывал по сторонам. Плясал он вяло, небрежно, угрюмо, и видно было по его движениям, по хвосту и по усам, что он глубоко презирал и толпу, и яркий свет, и хозяина, и себя... Протанцевав свою порцию, он зевнул и сел».

≈ Именно поэтому я не люблю кошек. Всё, что написал Чехов, ≈ правда. Для того чтобы кошка получала удовольствие от работы, либо кошка должна быть очень голодная, либо трюк должен напоминать ей игру. Но со взрослым котом играть ежедневно по три раза в день не будешь. Это должен быть молодой кот, которого будет интересовать какой-либо предмет, но он к нему очень быстро потеряет интерес. Коты всегда работают в цирке с большим одолжением. Поэтому я люблю собак, они выходят с настроем: «Так! Я собран, сейчас выскочу и всё сделаю, ведь я ≈ артист!» Во время представления пёс смотрит на тебя: «Хозяин, я нормально делаю? Нет? Ну ладно, я повторю». Собаки более энергичные и умные.

Номера, которые выполнял гусь:

«На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет; от языка колокола и от курка пистолета тянулись верёвочки. Гусь взял в клюв верёвочку и потянул, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. Каштанке очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла. Работа Ивана Иваныча не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причём гусь должен был прыгать через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и махать лапками».

≈ У Чехова гусь прыгает через обруч, притворяется мёртвым, стреляет. Это примитивный уровень дрессуры XIX века?

≈ Это большая кропотливая работа, которую не все способны оценить. Сейчас такой сложной работы гуси не делают, честное слово. Вдумайтесь, каких усилий стоит гуся приучить к стрельбе! Легче обезьянку научить, а эффект от неё будет гораздо больше.

Общий номер «Пирамида»:

« ≈ Ну-с, начнём с египетской пирамиды, – начал хозяин. Он долго объяснял что-то, потом скомандовал: «Раз... два... три!» Иван Иваныч при слове «три» взмахнул крыльями и вскочил на спину свиньи... Когда он, балансируя крыльями и шеей, укрепился на щетинистой спине, Фёдор Тимофеич вяло и лениво, с явным пренебрежением и с таким видом, как будто он презирает и ставит ни в грош своё искусство, полез на спину свиньи, потом нехотя взобрался на гуся и стал на задние лапы. Получилось то, что незнакомец называл «египетской пирамидой».

≈ А пирамиду сейчас в цирке делают?

≈ Делают. Обычно вниз становится лошадь, на неё запрыгивает собака, на собаку ≈ кошка, а дальше туда закидывается (потому что запрыгнуть ему трудно) петух или обезьянка, которая за всё что угодно вцепится. Я слышал и про более сложные пирамиды из шести-семи животных, но у меня такие трюки вызывают страх. Я понимаю, если они грохнутся, то всё себе переломают, но будут держаться до последнего.

Методы работы:

«Каждый день в комнатку вносились П, бич, обручи, и каждый день проделывалось почти одно и то же. Ученье продолжалось часа три-четыре, так что иной раз Фёдор Тимофеич от утомления пошатывался, как пьяный, Иван Иваныч раскрывал клюв и тяжело дышал, а хозяин становился красным и никак не мог стереть со лба пот».

≈ По три-четыре часа репетиций в день – достаточно?

≈ Три-четыре часа на каждого – это много. Если вся репетиция длится столько, то это в принципе нормально. У меня репетиция с хищниками – не больше 2,5 часа. Из них реально тигр работает 30 минут. Если животное сделало трюк хорошо, его нужно освободить, дать покой. А если заставлять его одно и то же повторять, то результат может пострадать. Его начнёт раздражать процесс, он будет думать, как увильнуть. Клоун же доводит животных до одышки – это явный перебор.

Дрессура Каштанки:

«И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение».

≈ Для того чтобы собака научилась ходить на задних лапах, много ума не надо. Она должна жить впроголодь. Угощай её, и она сама встанет на задние лапы и будет ходить за тобой весь день. Что касается других трюков, если через месяц Каштанка научилась стрелять – это уже талант. Но мне хотелось бы увидеть, не торчат ли у неё рёбра? Получала ли она свою еду или за кусок мяса готова была стрелять в саму себя?

≈ Нет, её хорошо кормили. Она даже прятала косточку┘

≈ Зарывала.

≈ Нет, прятала за буфет.

≈ Это называется «зарывать». Значит, у неё действительно был талант. Быстрая обучаемость Каштанки говорит нам и о том, что её дрессировщик был ой какой небездарный.

Внутренний монолог Клоуна перед выступлением:

«Черт знает что! Ничего не готово, не выучено, репетиций было мало! Осрамимся, провалимся!»

≈ Часто с такими мыслями выходит на арену дрессировщик или это противопоказано?

≈ Тут совсем грустная ситуация, непонятно, чем такие мысли были вызваны. То ли Клоуну нечего было показать, то ли директор цирка ему сказал, что перестанет кормить собаку, если она через две недели работать не начнёт. Это свойственно тому времени, когда в цирке был диктат, а артиста не уважали. Я, наоборот, с братом стараюсь делать стопроцентного качества выступления. Может, я просто в другой весовой категории нахожусь. Если я буду не готов, завтра же в прессе напишут, что Запашные фигню показали, и мне уже от этого страшно становится.

Но неудачи вполне допустимы на премьере. Всё равно животное ко всему не приучить, особенно к полному зрительному залу ≈ его просто неоткуда взять. Эти аплодисменты, рёв и свист не отрепетировать. Животное может выходить и зажиматься, не слышать команды дрессировщика, отвлекаться. Оно готово сделать трюк, но в данный момент может себя не контролировать. А выпуск неготового номера я не понимаю. Это неуважение к себе и публике. Либо Клоун думал, что всё хорошо, но за пять минут до выхода на манеж понял, что поторопился. Такое тоже может быть. Это человеческий фактор.

Выступление:

«Сам он хохотал, прыгал, подёргивал плечами и делал вид, что ему очень весело в присутствии тысячей лиц. Тётка поверила его весёлости, вдруг почувствовала всем своим телом, что на неё смотрят эти тысячи лиц, подняла вверх свою лисью морду и радостно завыла».

≈ Такое поведение собаки говорит о том, что ей понравилось выступать?

≈ Я ни разу не видел и не слышал, чтобы собака на сцене выла, если только специально это не заложено в номер. Я стопроцентную гарантию даю, что такое невозможно. Тем более на премьере. Ведь вой ≈ это особое состояние у собаки. На бегу выть она не может. Она должна собраться (ведь у неё куча мыслей), принять грустную позу, сосредоточиться. Вряд ли в цирке собака сидит на манеже и воет от скуки. Она принимает участие в достаточно динамичном номере со стрельбой, с массой других эффектов! Собаке есть на что смотреть: перед ней зрительный зал, плюс музыка, плюс новый грим у хозяина. Вранье! (Смеётся).

≈ Бывали ли в вашей практике случаи, когда звери срывали представления по каким-то личным причинам?

≈ Однажды у Лены был случай, когда собака перепрыгнула через арену и с жадностью начала есть попкорн у какого-то зрителя. Лена говорит: «Мне так обидно стало, это такая подстава!» Этот жирный лабрадор создал впечатление, что его в цирке вообще не кормят. Что повлияло на собаку в этой ситуации? Это никогда больше не повторялось, хотя в цирке каждый день попкорн едят. В тот момент весь зрительный зал посмотрел на дрессировщицу с укором, мол, мы так и знали, что вы недокармливаете животных.

В том же «Садко» очень стабильный пёс Кошмарик, который делает у нас сальто-мортале, на одном представлении вдруг расслышал зал из 4 тысяч человек. Зрителей с арены не видно, но слышно. Он два или три представления испортил ≈ перестал делать трюки, бегал по арене с видом: «Я знаю, что здесь есть ещё кто-то»! Потом ему дали успокоиться, после чего он чётко всё отрабатывал.

Каштанка просто росла со своими хозяевами. Взрослых собак сейчас в цирк не берут, эта практика ушла. Берут щенков, которых можно воспитывать. Ведь это издевательство, когда ты взрослое животное пытаешься в чём-то переубедить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1701
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1058
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1047

Другие новости