0
805
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

Иностранец не поймёт

Тэги: калягин, чехов, театр, роль


Как родился спектакль «Лица»

Не знаю, стоит ли об этом говорить... У нас был абсолютно меркантильный подход. Вспомните середину 90-х: сплошные несчастья, войны – одна, другая, страшная бедность. Не знаешь, как встать, не знаешь как сесть, деньги пропадают в банках и т.д. Но в это время, как ни покажется странным, шло множество творческих вечеров. Стали пачками приглашать в Америку актеров с творческими встречами. Пригласили и меня. Я отказывался, не понимал, зачем мне выступать в таком вечере, если меня полюбили и запомнили актёром другого уровня. И предложил Володе Симонову найти какие-нибудь рассказы Чехова и что-нибудь придумать. Мы сделали два рассказика, репетировали в Художественном театре, где я тогда ещё работал. В Америку поехала бригада из трёх человек: я, Симонов и Валера Золотухин. В первом отделении Золотухин пел, а мы во втором играли чеховские рассказы. Нам показалось, что был какой-то успех, вошли во вкус и решили сделать спектакль не с двумя или тремя рассказиками, а некую историю, с началом и концом. С декорациями. Придумали ещё один рассказ, потом ещё один, так сложился спектакль.

По учению Станиславского и моего учителя Ефремова, если всё правильно заряжено, ничего уже актёру не страшно. Текст знаешь и – всё. Выходи и играй.

Мы играем «Канитель». Володя надевает старушечий платок, при этом он в костюме, в бабочке. Но зритель уже принял условия нашей игры.

Он понимает, что мы не бабки из «Кривого зеркала». Но все равно ≈ чрезвычайно осторожно идем по грани, по тексту Чехова. Я всегда считал «Канитель» одним из самых скучных рассказов. Кого куда записывать – за здравие или за упокой. Но в игре вдруг получается наша русская старуха, поп – священник, которого она вроде бы ненароком, но запутала. И зритель включается в эту игру.

О том, как Чехов спас от беды

Меня хотели на втором курсе отчислить за профнепригодность из Щукинского училища. У меня катастрофически не получались этюды, я деревенел, не понимал, чего от меня хотят. Единственное, что меня держало более или менее на плаву и за что меня все-таки переводили с троечкой, четверочкой по мастерству, – это самостоятельные работы. Уже вот-вот должны были обсуждать вопрос о моём отчислении. И мой товарищ посоветовал взять рассказ Чехова «Свидание хотя и состоялось, но...» – о том, как гимназист идёт на первое свидание, напивается, приходит на свидание пьяным... И нет объяснения в любви... Каким образом получилась эта самостоятельная работа, не знаю. Я сам человек не пьющий, до 35 лет алкоголя вообще в рот не брал. Как напиваться, не знал, однако мне говорили, что хорошо сыграл, сыграл все стадии опьянения... Чехов меня спас. А до этого моё поступление в Щукинское училище определило чтение рассказа Чехова «Мальчики». Благодаря этому рассказу меня принял Захава.

О том, что люди не меняются

Почему актеры так любят играть чеховские рассказы? Да, сочные характеры, да, замечательные миниатюры. Но, может быть, главное – в том, что читаешь, и то и дело ловишь себя на том, что мы не меняемся. Люди не меняются. Помню, как Смоктуновский произносил в четвертом акте «Чайки» фразу: «А... как много перемен...». Он произносил это так, что становилось понятно: ничего не поменялось, вообще ничего не изменилось! Стулья, может быть, другие, столы, может быть. Но в принципе – ничего. Жизнь не поменялась.

О том, чего иностранец не поймёт

Я преподавал во Франции. Предложил прочесть студенту рассказик Чехова. В отличие от наших иностранный актер – любопытный. Бежит, читает. Спрашиваю: «Ну, как рассказ?» Пожимает плечами: «Ну, так». Как им объяснить фразу, которая является квинтэссенцией моего отношения к жизни, когда, глядя в окно, чеховский герой говорит: «Очень хорошая погода, не знаю, то ли выпить чаю, то ли повеситься». Это – всё. Это очень русское понимание и состояние жизни на острие, вот есть острый край ножика и на этом острие надо жить. Иностранец смотрит на жизнь определеннее: если хочется выпить чаю, зачем вешаться? Если собрался вешаться, зачем пить чай? Вот этого парадокса они не понимают, хотя рядом – Беккет, Ионеско, и парадоксальные ситуации им интересны. А Чехова им приходится объяснять. И я убежден, – пусть обижаются на меня, если кто-то захочет, – иностранец никогда по-настоящему не будет хорошо играть Чехова. И никогда по-настоящему его не почувствует. Им непонятна фраза: «Жизнь прошла».

О том, что болит

У иностранных актёров железное правило: что закреплено на репетиции, то уже навсегда. Это кажется само собой разумеющимся. И мы, когда репетируем и вдруг находим точное слово, жест, режиссёр говорит: «Закрепи». К Чехову, мне кажется, такого подхода не может быть. Как можно, играя Чехова, что-либо закреплять? Его мир – плавающий, мерцающий. В нём не может быть ничего раз и навсегда закреплённого. Играя Чехова – моё глубокое убеждение, – ты должен полагаться, даже использовать фактор своего сегодняшнего состояния. Болит голова или живот – не пытайся боль перебороть или ею пренебречь. С этой болью надо идти на сцену. Тогда получается. Поэтому когда играет крепкий актер, у которого всё закреплено, Чехова нет. Ничего не болит. А надо, выходя на сцену, выносить все свои не замазанные гримом болячки. Это очень трудно, это страшно, но, с моей точки зрения, Чехов именно это предполагает.

Про фильм Михалкова и возраст Христа

Почему у Михалкова получилась «Неоконченная пьеса для механического пианино»? Я, когда пытаюсь ответить на этот вопрос, вспоминаю историю Художественного театра. Всем было по 30–40 лет. И нам было тоже по 30 – по 35 лет, один Кадочников был старше, да и то в нашей компании и он помолодел. Это критический возраст для человека, когда особенно горько можно сказать, что жизнь прошла. Эта серединность, которая всегда пугает, всегда настораживает. Может быть, Чехова надо играть именно в этом возрасте? Может быть, именно в этом возрасте он особенно понятен?

Во время работы на «Неоконченной пьесе...» я вёл дневник. Никогда не вёл дневников, только в детстве, в школе писал всякую ерунду. А здесь записывал, как Платонов с женой, нужна ли ему жена... Купил трехкопеечную тетрадочку для записи слов, записывал свои вопросы, пытался ответить на них, выстроил диаграмму роли. Да, мы репетировали, и временами это было жестко и даже жестоко, какие-то сцены начинали снимать ночью, следующие – без перерыва – в семь утра. Дурачились, пили, веселились. Но репетировали, репетировали. А вечером, когда бы надо было уже отключиться и отдохнуть, я садился писать свой дневник. Да, атмосфера, которую удалось создать Никите Михалкову, замечательная атмосфера, да, потрясающе снял эту картину Павел Лебешев, да, чудно актёры играют, но что-то ещё сошлось. Никита, конечно, был мотором, что, конечно, передавалось нам. А мы? Я, Табаков, Ромашин, Богатырев, Соловей ≈ почти все ровесники. И сто с лишним лет назад, в начале века, – может, успех Художественного театра был заложен ещё тем, что пьесы Чехова играли 30–35-летние люди? Когда ты задаешь себе вопросы, которые тебя пугают, но которыми русский человек непременно задается в этом возрасте.

О том, чего не сыграл

Я пропустил много ролей. Пропустил Андрея в «Трёх сёстрах», дядю Ваню. Фирс впереди? Мне это неинтересно.

Андрея же всё время не так играют. И Машу не так играют. С одной стороны, это – бешенство, которое в неё вселяется от невыразимой скуки жизни в провинции. Потеря отца. Она знает про свою красоту, а тут две сестры ноют... Но Машу, к сожалению, я не могу сыграть, а Андрея – мог, но не сыграл. А Фирс совсем неинтересная роль. Что на ней зацикливаются – не понимаю. Старик и старик, ну, забыли и забыли. Ай-яй-яй, ужасно. А до этого что было?! Там люди уже все разругались, пошли в такой разнос. Лопахин такое натворил, что весь мир взрывом разнесло. А тут – какой-то Фирс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1116
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2431
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1284
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
878

Другие новости