Абдуллаева З. Кира Муратова: Искусство кино. ≈ М.: Новое литературное обозрение, 2008. ≈ 424 с., ил.
Кроме анализа художественного мира Муратовой, сценариев «Княжны Мери» и «Чувствительного милиционера» Зара Абдуллаева собрала в книге интереснейшие суждения о режиссере ее коллег. Наталья Рязанцева: «У Киры просто очень яркий ум, и он сочетается с таким детским капризом «ненавижу, и всё». Такой темперамент очень трудно укрощать здравомыслием». Майя Туровская: «Кира всегда хочет довести зрителя до белого каления. Нейтральный зритель ее не устраивает. Она тем или иным способом доводит его до точки кипения. Вообще на все ее фильмы ≈ «добрые» или «злые» ≈ надо идти с «макаровым». И стрелять в экран». Отборщик восточно-европейских картин для кинофестивалей Ганс-Иоахим Шлегель: «Кира не делает свое кино для чистого эксперимента. Она так думает, чувствует и снимает потому, что обладает сильнейшей независимостью. Я бы даже больше сказал: у нее пророческий дар». Виктор Гвоздицкий об актрисе Наталье Лебле: «Муратова угадала в ней женскую суть. Силу, устремленность «идти до конца», кокетливость, неуступчивость. Слабость. Хамдамов ее рисовал: его модели с туфельками, пуговичками ≈ это она». Художник по костюмам Наталья Дзюбенко: «┘Кира может сделать художником любого, кто с ней работает. Она обучает тебя свободе в том смысле, что ты, делая костюм, становишься режиссером в костюме или «по костюму»┘» Анатолий Васильев: «У Муратовой ≈ стиль Петрушевской. Диалоги «Настройщика» могла написать Люся. <┘> Ей подавай не только неактеров, а еще со специальным говором┘ Можно сказать, что эта уродливая интонация, но так ≈ для обывателя». Оператор Геннадий Карюк: «Когда мы работали на поздних ее картинах, я говорил: «Кира, давай вот так и так сделаем». Она мгновенно начинала орать: «Мне этого не надо!» Крик обычно стоит страшный. Проходит совсем немного времени, она остывает и говорит: «Ну давай сделаем этот вариант, посмотрим┘». Вообще-то так всегда было».