29 октября 1894 года Алексей Александрович Бахрушин ≈ потомственный почетный гражданин, мануфактур-советник, один из владельцев кожевенного завода «Товарищества Алексея Бахрушина и сыновья» ≈ считал датой рождения своего литературно-театрального музея.
В 1913 году Бахрушин передает свой музей в дар государству ≈ Российской академии наук. «Когда во мне, ≈ писал Бахрушин, ≈ утвердилось, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я счел себя не вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа».
Критик и историк балета А.А.Плещеев свидетельствовал о собрании Бахрушина как о собрании, «равного которому не только в России, но и за границей нет...»
Ныне музей насчитывает свыше 1,5 миллиона подлинных уникальных экспонатов, рассказывающих об истории театров всех видов и жанров, от его зарождения до наших дней.
Алексей Александрович не только приобретал свои будущие экспонаты, но и получал их в дар от художников, писателей, деятелей театрального искусства, в частности, актеров Малого театра. В числе нынешних дарителей можно назвать великую балерину Майю Плисецкую, передавшую музею коллекцию своих театральных костюмов, личные вещи, фото и афишные материалы. Иннокентий Смоктуновский принес в дар свой архив: рукописи, переписанные роли с пометками актера, репетиционные записи, документы. Мария Владимировна Миронова завещала музею квартиру со всей обстановкой, иконами, живописными работами, домашней библиотекой, театральными костюмами, личными документами, коллекцией сырных досок, фарфором и другими предметами материальной культуры.
В декабре 2007 года музей получил от жителя деревни Малые Горки (станция Апрелевка) А.А.Солнцева в дар настенное зеркало прямоугольной формы, ранее принадлежавшее А.А.Бахрушину┘
В 1913 году А.А.Бахрушин приобрел в селе Афинеево (под Москвой, станция Апрелевка) имение. Деревня, ранее называвшаяся Пушкино, ведет свое начало с XVI века. Первоначально село принадлежало князю Коркодинову, потом были еще два хозяина, а в конце XVII века деревня перешла в руки окольничего (старинный дворцовый чин) А.П.Протасьева. Видимо, тогда Пушкино было переименовано в Афинеево.
В начале второй половины XVIII века Афинеево переходит во владение З.Е.Волынского. Именно при нем был построен большой каменный барский дом. Вскоре усадьба переходит в руки московского губернского предводителя дворянства Ступишина, который разбивает регулярный парк из липовых деревьев, прорывает искусственные пруды, создает острова, строит мосты. После смерти Ступишиных имение достается их дальнему родственнику П.П.Свиньину, издателю журнала «Отечественные записки», при котором усадьба обретает «мерзость запустения». Он вывозит из имения все ценное, а барский дом продает на слом.
Вскоре хозяином усадьбы становится московский перевозчик мебели Ступин, который строит полузимнюю дачу, превратив её в некий купеческий «Монплезир», иногда приезжая сюда со своими друзьями на своеобразные пирушки.
В конце XIX века имение приобретает купец А.Н.Власов, который сразу же начинает благоустраивать усадьбу и выстраивает каменный дом, в котором после покупки и поселится семья Бахрушиных.
В своей книге «Воспоминания» сын Бахрушиных Юрий Алексеевич живописно повествует о жизни в имении. Первый раз Бахрушины приехали в усадьбу на Пасху. По правилам духовно-нравственного воспитания они на другой же день одарили не только крестьян своего села, но и близлежащих деревень, относившихся к владениям других помещиков.
Поселившись в усадьбе, Бахрушины стали заниматься посевом, косьбой, молотьбой, жатвой и т.д., механизировав труд крестьян. Вера Васильевна, жена А.А.Бахрушина, увлеклась молочным хозяйством, птицеводством, садоводством и пчеловодством. Алексей Александрович с отцом Веры Васильевны с удовольствием занимались рыбной ловлей и охотой на зайцев. С увлечением собирали грибы, которые в последствии солили, сушили, мариновали и жарили. В Афинеево Бахрушины любили приезжать и зимой, особенно в рождественские и новогодние праздники. Вера Васильевна приглашала на ёлку всех деревенских детей, которых обязательно одаривала, играла с ними в горелки и другие игры, потом угощала чаем.
С большим восторгом вспоминает Юрий Алексеевич один зимний вечер, когда он услышал, как поет отец. В тот вечер Алексей Александрович очень долго работал в кабинете, и когда вошел в гостиную, то увидел всю семью, где каждый углублен в свои дела. «Отец, ≈ пишет Юрий Алексеевич, ≈ долго молча смотрел на огонь, а потом подошел к пианино. Он взял переплетенные тома старых нот┘ и стал их просматривать┘ Затем он открыл крышку и стал играть. Игра отца была чисто дилетантской ≈ он учился мало и руководствовался больше слухом, но отличалась редкой выразительностью и исключительной мягкостью туше. Затем он стал напевать вполголоса, а потом запел и в полный голос. Мы все застыли, так как отец никогда не пел, ≈ я лично слушал его в первый раз. Он пел один романс за другим, вспоминая арии, его мягкий бархатный баритон звучал все свободнее и свободнее┘»
Счастливая жизнь в деревне закончилась очень быстро: 11 июля 1914 года Бахрушины узнали об убийстве в Сараеве австрийского наследника Франца-Фердинанда, что послужило началом Первой мировой войне. В результате политических и социальных катаклизмов было разрушено имение в Афинееве. В последние годы жизни Бахрушин вынужден был снимать дачу в деревне Малые Горки ≈ две комнаты в доме у Натальи Ефимовны Солнцевой. В этом доме 7 июня 1929 года Алексей Александрович Бахрушин нашел свой последний приют.
Зеркало, когда-то подаренное Алексеем Александровичем Солнцевым, спустя 80 лет вновь вернулось, но уже в музей, созданный А.А.Бахрушиным.