0
733
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.10.2008 00:00:00

Verbum или virtues

Тэги: капитализм, экономика, театр, россия


Капитализм и театр в современной России ≈ тема не для слабонервных приверженцев театральной старины. Она неминуемо сводится к разговору о деньгах ≈ бюджете, надбавках, гонорарах и тому подобных специальных материях, рассуждать о которых должны специалисты сценического менеджмента. А если об этом заводят речь обыкновенные смертные, то в их изложении бесконечные сетования на недостаток финансирования превращают театр не то в Паниковского, уныло бредущего за бизнесом и тупо твердящего: «Дай миллион, ну дай миллион┘», не то в Мерчуткину, назойливо пристающую к властям: «Войдите в положение, Ваше превосходительство┘»

Диалог о деньгах (с властью или бизнесом ≈ все равно) слишком напоминает парное рассогласование смыслов в предложении: «Шел дождь и два студента, один в кино, другой в калошах». Впрочем, согласование смыслов труднодостижимо еще и потому, что капитализм у нас развивается крайне неравномерно, и какой-нибудь Борисоглебск отстает в своем развитии от обеих столиц лет на сорок или на шестьдесят по меньшей мере. В подтверждение ≈ невыдуманная картинка, увиденная однажды в самой что ни на есть доподлинной реальности. Моя приятельница ≈ директор Музея-усадьбы А.Н.Островского ≈ пригласила меня полюбоваться на только что приобретенный ноутбук, чудо последнего поколения. Пока я к ней шла, произошла самая обыкновенная для российской глубинки история: что-то случилось на подстанции, и село Щелыково погрузилось в непроглядную тьму. Почти на ощупь я добралась до нужного дома, вошла в него и обомлела: ярчайшими красками переливался монитор компьютера, а перед ним ровным и теплым светом горела свеча, освещая листы бумаги, чашку с дымящимся кофе, пепельницу с непогашенной сигаретой┘ С одной стороны, эта картинка красноречиво свидетельствовала о парадоксах и контрастах русского капитализма, сводящего воедино старую добрую лучину с порождением новейших технологий, а с другой стороны, это сочетание было чудо как хорошо и по-настоящему красиво.

Если эту картинку перевести на современную театральную ситуацию, то получится примерно следующее. В век высоких технологий (звучит почти как «высокая мода») меняется реальность человеческого быта и бытия: наряду с реальностью действительной жизни созидается реальность виртуальная, претендующая на то, чтобы вытеснить и подменить собой живую жизнь.

Virtual Reality стремится производить впечатление действительной, наличной, фактической реальности. Между тем латинское слово Virtues означает вовсе не реальный, а как раз потенциальный, мнимый. Привычно связываемая с компьютерными технологиями, виртуальная реальность проникает на сцену как привычная форма организации сценического пространства, как удвоение зрелищной стороны дела, возведение ее в квадрат, в куб. Наш театр спешит использовать в своих целях едва ли не все, что предлагает ему век высоких технологий. Многие постановщики выбрасывают живой огонь свечи за ненадобностью, полагаясь на компьютерные световые установки и развешивая экраны по всей сцене там, где это нужно и не нужно. Оправдание тут в стремлении отбить зрителя у шоу-бизнеса и видеоиндустрии, победив впечатляющую зрелищность любого высокотехнологичного зрелища его же оружием: яркой красочностью сценографии, энергией музыкально-звукового оформления, драйвом сценического действия, медийностью исполнителей.

И что же?

На сцене высокие технологии теснят искусство живого актера, упрощают его психотехнику, делают краски актерской живописи крикливыми и агрессивными. Неврозы, истерические состояния, астенические синдромы, болезни психики, парадоксы наркотического бреда и прочие симптомы «измененного сознания» ≈ это наши артисты умеют передать со сцены достаточно убедительно. Однако в стремлении переиграть высокотехнологичное оформление сцены и перекричать музыкально-звуковые децибелы актер вынужден поступаться осмысленным и членораздельным воздействием на партнера и работать впрямую на публику. Так сценический темперамент чем дальше, тем больше подменяется неопределенной, но бурной актерской «энергетикой». Все чаще на наши сцены выходят «ментовские Гамлеты» и «подъездные Катерины», а умение «внедряться» в психику другого человека, перевоплощаться в авторского персонажа встречается всё реже и реже. В эпоху умножения виртуальных реальностей слово пустеет на театре, из него вымывается реальная содержательность. Оно становится малоценным.

Звучание оказывается важнее значения, выкрик важнее смысла, а уж о красоте тембра или интонационном богатстве и говорить не приходится. Неумение думать «длинно» и чувствовать «объемно» в роли приводит актера к рваной сценической речи: мысли и чувства уже кончились, а текста осталось еще много, вот он и рвется, сминается, скороговорится ≈ не в нем дело, а в той самой энергетике, которая заменяет собой едва ли не все профессиональные умения артиста.

Вместо создания образа зрителю предъявляется «нарезка» элементарных эмоциональных состояний: общее страдальческое выражение лица чередуется с общим радостным выражением лица ≈ вот и все премудрости актерской психотехники. Можно ли с таким актерским багажом выполнить едва ли не самую важную задачу: показать со сцены объемно и достоверно психологию современного человека, «врастающего» в капитализм? Ведь именно артисту самой сутью его профессии предназначено явить глазам зрителя современного человека таким, каков он есть в реальности действительной жизни.

Некогда Немирович-Данченко сформулировал для Художественного театра задачу: показать революцию не через размахивание красными флагами на сцене, а через глаза человека. Это оказались трагические глаза Алексея Турбина ≈ Хмелева, чей глубокий взгляд и сегодня волнует нас, пронизывая время насквозь. Чьи глаза смогут выразить наше время через годы? По кому из актеров будут судить о нас наши потомки?

Идея, выступающая под маркой БОР (бюджет, ориентированный на результат), в театре не может быть понята прагматически. Театральные переживания ≈ дело насквозь идеальное, и без доли идеализма театр вряд ли возможен как художественный организм.

Приведу в порядке иллюстрации только один случай, происшедший в Малом театре на спектакле «Трудовой хлеб». Перед началом представления в зал вошел деловой человек новой формации: дорогой клубный пиджак, золотая цепь на шее и золотая печатка на пальце, в руках ≈ непомерного размера букет в целлофане. Заняв свое место, немедленно стал говорить по телефону. Он производил впечатление глубоко нетеатрального человека и казался социально опасным типом, вошедшим в театр прямо из анекдота о «новых русских». Увлеченная замечательной игрой артистов, я упустила его из внимания, но в кульминационный момент представления этот человек сам напомнил о себе.

Героиня ≈ милая и безобидная «бедная невеста» ≈ с полной доверчивостью вынесла на платочке деньги, объяснила, что они «заветные», завещанные покойной матерью на приданое, и протянула их жениху. А он, как водится у Островского, был аферистом и пройдохой, что уже было понятно всем и каждому в зрительном зале. В этот самый момент наш сугубо деловой и наверняка предельно прагматичный персонаж из публики, ударив правой рукой по коленке, отчаянно выговорил, обращаясь к наивной героине: «Не давай!..»

Вокруг, конечно, засмеялись, но это был добрый смех, потому что сожаление о безрассудстве неопытной девушки в этот момент владело каждым из нас, и мы все, сидящие в зрительном зале, хотели добра и блага той, которая успела завоевать наши симпатии. Это был момент полного торжества театрального идеализма ≈ пробуждения силой искусства того лучшего, что таится в каждой человеческой душе, вне зависимости от образования, социального статуса или финансового ценза.

Театру ныне приходится вступать в конкуренцию с самыми разнообразными зрелищными показами, представлениями, шоу и концертами. Но соревноваться театру тут бесполезно. «Ирода не переиродить», зрелищнее зрелища театр быть не может. Даже в обширных зрительных залах (вроде Малого или Александринского театров) природа и механизм восприятия сценического представления принципиально иные, чем в самом маленьком эстрадном зале. Существо дела состоит не в количестве зрителей (хотя и в этом тоже), а в механизме зрительского восприятия театрального и эстрадного представлений. Условно говоря, на эстрадном представлении невозможно представить чей-то одинокий смех, а в театре это часто случается и не вызывает удивления. В отличие от эстрадного представления спектакль обращен не ко всему зрительному залу, а к каждому зрителю отдельно и рассчитан на индивидуальные реакции, которые сливаются в единое эмоциональное переживание, не теряя своей индивидуальной природы.

Вступая на путь соревнования с шоу всех мастей и расцветок, театр обрекает себя на небытие. Нечто подобное уже было в истории: театр Древнего Рима попытался втиснуться в развитую городскую индустрию зрелищ хотя бы на правах краткого мимического сюжета и проиграл. Гладиаторские бои, цирковая борьба, театрализованные морские бои и спортивные игры сначала минимизировали театральные формы, затем потеснили их в сознании римлян, а потом попросту сожрали театр как таковой. И театр возродился только спустя несколько столетий. Есть ли у нас в запасе хотя бы пара десятилетий?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
821
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
578
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
711
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
733

Другие новости