Фаза быстрого сна с 05:27:12 до 05:40:28
Борис. Где она? Мастерица засад... по запаху ≈ где-то здесь.
Марина (не сразу). Это заговор. Это схватка. Это паника.
Борис. Ну... (Неопределённый жест.) Коровы тоже спят на ногах. И тоже с открытыми глазами.
Смотрят в зеркало вдвоём ≈ отражаются три головы.
Марина (поёжилась). Скрывается в местности, не нанесённой на карте. В портьерах. (Поспешно отошла.)
Борис. Сегодня вы молчаливая.
Марина (кусает шоколад, кутаясь в шаль). Можно не отвечать?
Борис. Вообще-то я хотел приободрить. (Прикрыл поскрипывающую дверь.) Ветер от морозов наглеет. Заметьте, и сразу стынет впечатлительность. Тишь да мша. Бородавчатая темь. Мёртвый воздух ложкой ем. (С силой захлопнул дверь.) Хочется мычать от ваших пьяных дверей! Блеять и мычать.
Марина. Не надо ожесточаться.
Борис. Я стараюсь. Попал под ваше настроение.
Марина. Обезьянничать... Для этого вас всегда слишком много.
Борис. Как? Я что-то умею?
Марина. Именно ≈ что-то. Ни о чём ещё раз поговорить.
Борис. Умному человеку двух слов хватит.
Марина. Да я с вами и не спорю!
Пауза.
Плетёт слова бестелесные... Последние звуки растеряла речь.
Борис. Одна радость ≈ кушаю хорошо. (Нервно засмеялся и осёкся.) Щёки запали... Пора остановиться. Взгляните на себя в зеркало.
Марина (поперхнулась). Зачем это припутывать?.. Не надо уж так. (Прошла к зеркалу. Изучает себя, чуть нахмурившись: то откроет глаза, то закроет.) Это я так маскируюсь. И потом. Кто мне помог? (От зеркала отразился свет сильной лампы ≈ ударил по глазам сонмищем светлых точек.)
Борис. Песней... не веселите.
Марина. Не веселю...
Борис. Это в лучшем случае.
Марина (ослеплённая, никак не может проморгаться). Да... многое я узнала о себе.
Борис. Слышите? Жужжание первой мухи.
Марина. В январе?.. Не рано ли?
Борис. Пора.
Марина. Выпорю! Вечные полуухмылки в ответ на вопросы. Ваш ритм существования... Какое с вами застолье? Встал поперёк души!.. Пить ≈ закашляешься.
Борис. А почему?! Живём в эпоху Зверя, который двигается задом наперёд.
Марина. В эпоху Спящих! Пригоршнями вся выплеснута! Не подходи!.. Во сне мирно посасываете указательный палец! И сами, сами потворствуете своей беспомощности! (Достаёт из стола фотографии. Рвёт их одну за одной и бросает ему в лицо.) И каждый, каждый носит этот клоунский наряд!
Борис. Сам проверял: не каждый...
Марина. Ещё раз... Для глухих. Занятие ваше неприличное. (Истово бьёт его кулаком в грудь.)
Борис. Ещё! Вот так!.. Такой грохот мыслей...
Марина. Как мне выскользнуть из этой истории? Как мне выскользнуть из этой истории?!
Борис. Эй! Кто слышит? Помогите! Помоги-и-и! Изнасилован вашей правдой... Нет, серьёзно.
Марина. Ну, хоть что-то.
Борис. Попали ко мне в руки... О, по старой памяти кровь зачудила. Хорошо, меняем тему!.. Сальса! (Завертел, закружил её в танце.) Сальса!
Марина. Вы уверены?.. А это предугадано лунным календарём?
Борис. Ручаюсь... И потом! На что-то наконец мы сегодня наняты!
Марина (усмехнулась). Ответ не засчитывается.
Борис. Делать сумасшедшие вещи с женщинами! Этим нельзя пренебрегать!
Марина. Ну. Где-то да.
Борис. Ситуацию, во-первых, надо расколдовать! Был способ! Если б мы были немного проще... (Жестоко в губы поцеловал.)
Марина. Пустите... Из всех билетов вызубрили один?
Борис. Мыслей так много, так много...
Марина (пытается высвободиться из его объятий). Так! Кто разрешил?
Борис. Такое бывает. Зато оба на краю чего-то нового!
Марина. Опытный... опытны-ы-ый...
Борис. Расслабьтесь... Мы будем мотыльками, вы и я.
Марина. Болезненная тяга? Ладно... оставим науку в стороне.
Борис. Ты поцелуем моим смущена? Но что же делать? (Сжимает в руках её горячие пальцы.) Смотри ≈ узор наших ладоней почти совпадает. Мощь момента! Это ли не чудо? Стоп... Велишь ≈ молчу.
Марина (вдруг смутясь). Да... не надо так глубоко заглядывать в глаза.
Борис. Красавица княгиня... Вам мои шедевры не нравятся!.. Веду счёт вашим колкостям. Здесь, у правого виска.
Марина. Удовольствия больше?
Борис. Да нет, какое.
Марина. Пыталась верить вам раза два. Ну. Продолжайте. О чём можно так долго молчать? (Провела пальцем по его лицу.) Весь в шрамах... Когда это я так успела?
Борис. Утром, брея брови, успел семь раз порезаться.
Марина. Ветреник расслабленный... Кроме означенных достоинств обладаете ли другими, приятно возбуждающими?
Борис. Ночью, когда луна идёт на убыль, ловлю зрачком первую звезду и умею удерживать её, не мигая, до рассвета.
Марина. В этом есть извращённый эстетизм... Неплохо.
Борис. Тренировка глазного нерва! Каждый в отдельности глаз слеп. Это трагедия. Объединим ≈ ваши и мои?
Марина. Слушайте. Ваши фантазии буйные... (Неожиданно начинает громко смеяться.) Забавно, если минута эта сейчас кому-то снится!
Борис. Не получится!
Марина. Под настроение...
Борис. Хотя я всегда старался.
Марина. Что хуже всего.
Тень со стены сорвалась ≈ шлёпнулась на пол, приняв форму
Б е с с о н н и ц ы. Берёт в руку череп, щерящийся золотыми коронками, и погружается в созерцание.
В полночь ≈ сегодня ≈ будем действовать. Меня тянет... Меня ≈ тянет.
Борис. Понял... Зачем мне вам перечить?
Марина. Выйдем задолго.
Борис (шёпотом). Ни слова пока!
Марина (углублённо посмотрела). Какое трудное у вас сейчас лицо...
Борис. Преувеличиваете.
Марина. Нисколько! Мучаетесь ≈ достойно.
Борис. С вами я хочу всё делать правильно. Потому что... всегда ≈ тот же вопрос: приснитесь ли вы мне ещё? Смешно, готовился к встрече, до полуночи ≈ звучанием имени вашего ≈ умывался.
Марина (прячет улыбку). Надо бы что-то вам ответить... (Фыркнула.) Голова до прелести пуста.
Смеются.
Вашими фантазиями уже пропиталась... Могли бы сниться мне и пореже.
Борис. Я сам себе месяц не снился!
Смеются.
Просто перестал себя узнавать!
Марина. Тсс!.. Не забыть. Главное! На Рождество надо менять имена. Успеешь подобрать подходящее имя, беда тебя обойдёт. (Обернулась на скрип. Всматривается в темноту.)
Борис. Началось?.. Уже?
Марина. Он!.. Накрутил кудри.
Борис (решительно икнул). Как нам с ним... с ней повезло.
Марина. Просто позор! Начало приедаться...
Валится тьма.
Бессонница. Куда... ещё б посидели с ладони прикормил обдумать только не сходится при случае удобном первом стишок как раз приготовил обычно я а вот сегодня чего-то вещицы свои сжигаю нахлынуло литературой занятия необременительные кусочек памяти твоей кусочекпамятитвоейкусочекпамятитвоейййй...
На самом деле пьеса Александра Чугунова называется не просто «Хаос». Пишется сперва «Хаус», затем в названии буква «у» зачеркнута и исправлена на «о». По жанру ≈ сюрреалистическая комедия, среди действующих лиц Бессонница поворачивается то мужским, то женским своим образом. Пьеса состоит из нескольких снов, что для автора принципиально. На рубеже веков становится традицией появление таких вот новаторов, выдумывающих нечто новое и пытающихся театр построить по своим новым правилам. Причем в данном случае автор, Александр Чугунов, и пишет, и пытается создать свой собственный театр на новых основаниях, приглашая к сотрудничеству учеников Анатолия Васильева, тех, которые воспитаны на исповедуемых Васильевым правилах так называемого игрового театра. Кому-то может это показаться безумием ≈ выстроить пьесу по законам сна. Человек ведь просыпается и пишет, руководствуясь разумом, повторить сон невозможно, хотя, например, Александр Блок исправно записывал в своих записных книжках все свои сны. Театр абсурда на русской сцене не прижился, но какие-то его открытия, думается, пригодились. Так и тут: нет уверенности в том, что театр примет предлагаемые ему законы сна. Но что-то наверняка пригодится.