Алексей Бородин, народный артист России (РАТИ-ГИТИС)
1. Режиссёрский дебют у меня состоялся, когда я учился на четвёртом курсе ГИТИСа. Мы все тогда очень энергично и активно ездили куда-нибудь, чтобы ставить свои «преддипломы». И я отправился в Орджоникидзе ≈ это теперь Владикавказ ≈ в Русский драматический театр. И там ставил свой первый спектакль ≈ «Золушку», который, конечно, помню очень хорошо. И очень благодарен всем, кто мне помогал: всем артистам и, конечно, прекрасному руководителю театра Зарифе Бритаевой ≈ очень известной тогда в Северной Осетии. Таким был мой режиссёрский дебют. А педагогический┘ Если говорить о самом первом, то он был связан с тем, что, когда я окончил институт, Завадский Юрий Александрович взял меня работать на свой новый ≈ только что набранный ≈ режиссёрский курс. Там я делал большой отрывок по «Физикам» Дюрренматта. Такая была у меня первая педагогическая работа, в которой, кстати, Светлана Врагова ≈ она училась тогда на этом курсе ≈ играла главную роль. И это я очень хорошо помню.
2. Всё это опыт. Дебюты театральные, педагогические сразу взрывают тебя, и ты находишься в самом эпицентре. Это то воспоминание, которое и есть, собственно говоря, первый и, наверное, самый важный опыт.
3. Если говорить о примере, который на виду у всех, то это ≈ Чулпан Хаматова. Она играла Анну Франк в нашем дипломном спектакле. Мы играли его сначала ещё в Учебном театре, но это был ее дебют ≈ очень яркий, внятный, где индивидуальность ее очень ярко проявлялась. Могу вспомнить и других ребят. Например, Николай Рощин ≈ теперь он режиссёр. А на нашем курсе в спектакле «Преступление и наказание», который делала Ольга Дмитриевна Якушкина, он играл Раскольникова ≈ тоже очень яркий был дебют. И кстати, ещё с самого первого курса было понятно, что у него есть настоящий режиссёрский дар, это режиссёрское пространственное воображение. И он очень быстро впитывал в себя всё, что надо было ему, даже и на актёрском факультете.
В том же «Дневнике Анны Франк», например, Коля Рощин ставил свет, а Ваня Волков, который тоже учился на этом курсе, писал музыку и делал музыкальное оформление. И там же на этом курсе у нас был интересный спектакль «Мораль Пани Дульской», который ставила Елена Михайловна Долгина, и в нем Миша Полицеймако очень здорово играл Збышко.
Много было ярких дебютов ≈ почти каждый. Это я взял только один курс, а их ведь было несколько. И каждый из студентов помнится очень хорошо.
4. У меня есть несколько примеров, когда всё очень ярко начиналось, а потом как-то затихало. Очень важно, чтобы тут же был следующий, второй шаг. А потом ≈ третий, четвертый┘ Нельзя останавливаться. Как только начинает человек думать, что он что-то уже из себя представил, то в этот же момент он заканчивается. Причём второй шаг, конечно, и от режиссёра тоже зависит ≈ ведь актёрская судьба очень зависима. Но всё дело в том, что я абсолютно уверен, что очень многое идёт от воли студента, выпускника и потом актёра. Потому что воля, вообще, самое главное в нашей профессии.
Елена Гремина, драматург, член жюри литературной премии «Дебюты», член худсовета фестиваля молодой драматургии «Любимовка»
1, 2. У меня, как у многих авторов моего поколения, все было «медленно и неправильно», по цитате из Ерофеева. «Обещанного три года ждут», ну а мне в своё время больше десяти лет как-то не везло, казалось, вот-вот выйдет спектакль, состоится профессиональный дебют, но что-то всё время мешало. Первый раз я написала пьесу «Миф о Светлане» вместе с моей одноклассницей Вероникой Долиной. И пьеса эта как-то быстро попала к Зиновию Яковлевичу Корогодскому┘ И он на третий день позвонил (все авторы знают – так бывает редко)! Но┘ Официальной премьеры так и не состоялось, так как пьеса была не «залитована», то есть не допущена Министерством культуры к постановке. Потом Корогодский заказал нам с Вероникой пьесу про Макаренко. Мы как-то всё ловко придумали, интересный очень материал оказался, но тут Корогодского отстранили от руководства Ленинградским ТЮЗом. В третий раз Сергей Юрский репетировал мою пьесу «Колесо фортуны» в Театре им. Моссовета, но спектакль так и не вышел.
А случилось всё, когда стало всё равно – выйдет ли пьеса, поставят ли, напечатают ли┘ Вдруг в один год – 13 премьер по двум пьесам! В Театре им. Пушкина вышел спектакль «Русское затмение» по моей пьесе «Дело корнета О-ва». Там, кстати, дебютировал актёр, а ныне и известный режиссёр Евгений Писарев. И в этот же год во МХАТе режиссёр Вячеслав Долгачёв поставил спектакль по моей пьесе «За зеркалом», в главной роли – Галина Вишневская┘ Кстати, у нее тоже как у драматической актрисы был дебют!
3, 4. В 96-м году на семинаре во МХАТе, который проводил Владимир Гуркин, ко мне подошел молодой парень и попросил разрешение поставить мою пьесу «Сахалинская жена». Это была первая встреча с теми, кто моложе, с новым, следующим поколением. Раньше я всё время была моложе своих режиссёров, а тут какой-то юноша подходит! Я думаю: у меня серьёзная пьеса, и что этот малолетка может понимать в этой истории?.. Это был режиссёр Гарольд Стрелков, и в результате его спектакль стал моим любимым. Это был целый букет дебютов: режиссёр Гарольд Стрелков, актёры Инга Оболдина (она тогда приз получила за лучший дебют), Елена Морозова, Илья Любимов. Я очень горжусь, что именно в моей пьесе они все дебютировали.
Про дебюты драматургов... Мне запомнился ≈ как чудесная история ≈ дебют Оли Мухиной. Компания актёров из Мастерской Петра Фоменко приехала к кому-то в гости на фестиваль в Любимовку и случайно они прочли Олину пьесу «Таня-Таня». Потом прочли её на фестивале, с успехом, и она очень быстро была поставлена у них в театре. Затем поставили её же пьесу «Ю». Это реальная история успеха.
«Пластилин» по пьесе Василия Сигарева┘ Шесть режиссёров прочли пьесу и отказались делать читку на Любимовке: «Жесть, чернуха┘» А Кирилл Серебренников только-только тогда приехал из Ростова, он взял пьесу Сигарева, прочел┘ И вот, сперва потрясающую читку сделал, а потом знаковый спектакль поставил в Центре Казанцева и Рощина. И ещё одна «дебютная» история на фестивале «Любимовка». Пьесу нынешних знаменитостей, братьев Пресняковых, «Половое покрытие» никто не брал, чтобы сделать читку. Еле-еле нашёлся режиссёр. Вообще нередко режиссёры чураются чересчур сильных и новаторских пьес. А уже на следующий год Серебренников делал читку «Европы-Азии», а сами авторы читали начало пьесы «Изображая жертву», то, что через пять лет стало кинохитом┘
5. На конкурсе «Любимовка» мы решили, что лучшей гарантией от ошибки будет правило, чтобы все члены жюри прочитывали всё. Не существует каких-то первичных отборщиков. Вообще вопрос экспертизы – больной вопрос нынешнего времени. Люди трудно читают, трудно понимают: что это? Зачем? Для эксперта нужен какой-то особый талант, чутьё к шифру времени. Не каждый может, прочитав неизвестную пьесу, сказать: «Это круто┘ Это ярко┘ А это плохо┘ А вот это будет иметь успех, но только через несколько лет┘» Проблема в том, что время так быстро меняется, и нет четких критериев, что хорошо, а что плохо. Вчерашний андеграунд сегодня уже обретает черты мейнстрима. А мейнстрим соскальзывает в треш┘ Как выглядит театр будущего? Не знает никто. Могу сказать, что «Любимовке» везёт – арт-директор фестиваля Елена Ковальская и наш ведущий отборщик Кристина Матвиенко – две реальные звезды экспертизы.
Владимир Иванов, народный артист России (Высшее театральное училище им. Б.Щукина)
1, 2. Педагогический дебют помню очень хорошо. Это был курс Анатолия Ивановича Борисова, где я и пытался сделать свой первый отрывок. Доделать его до конца я не смог ≈ начались гастроли театра, и я вынужден был уехать, так что Анатолий Борисов заканчивал его за меня. Но я очень благодарен этой работе, потому что понял тогда, что если этим делом заниматься серьёзно, то им надо серьёзно и заниматься. Нельзя прибежать на свободные пятнадцать минут и побежать дальше. Поэтому через какое-то время я заново начал свою педагогическую деятельность в училище с самых азов. Начал со школы, с первого курса. Очень подробно и достаточно долго пытался заниматься именно педагогической деятельностью, а не тем ощущением, что я теперь всё знаю и буду другим рассказывать, как нужно.
Мне кажется, что одно из самых главных качеств дебюта, первого вхождения в профессию то, что в результате (если, конечно, дебют не просто фиксирует какое-то достижение) человек понимает что-то очень существенное в том, что он делает, чем он занимается. Вот это я тогда очень хорошо понял. Может быть, сформулировал это для себя значительно позже, но почувствовал именно тогда – благодаря своему педагогическому дебюту.
3. Дебюты моих студентов, которые из училища попадают в Вахтанговский театр, мне трудно оценить. Поскольку и этот переход, и эти дебюты чаще всего связаны с моим делом. Но я помню очень хорошо дебют актрисы театра «Сатирикон» Лины Варгановой. Она училась на курсе с Машей Ароновой, Аней Дубровской, Нонной Гришаевой, Володей Епифанцевым, Кирой Пироговым – замечательный был курс. И Лина Варганова дебютировала в роли Роксаны в «Сирано де Бержерак». Спектакль ставил Лёня Трушкин, а Сирано играл Константин Аркадьевич Райкин. Это был замечательный дебют. Блистательный. Мало того, что она просто очень хорошо, мощно, сильно и профессионально сыграла Роксану, но она ещё стала и очень достойным партнером Кости, что было очень непросто, потому что человек он мощи актёрской невероятной в этой роли был. Блистателен, интересен, пылок, романтичен, невероятно страстен и темпераментен. Рядом с этим явлением существовать молодой актрисе было чрезвычайно непросто. И к чести Лины Варгановой, она это сделала замечательно. До сих пор помню это ощущение: не просто артист хорошо сыграл, а получилось то, без чего нет истории любви и истории того же Сирано. Было понятно, за что вот этот Сирано, которого играет Костя, может так полюбить эту Роксану, которую играет Лина Варганова. Это было замечательно.
4. Бывает по-разному. Бывают блистательные дебюты и потом ≈ тишина и забвение. А бывают неудачные, провальные вещи, но постепенно человек приходит к интересным и существенным для себя и для дела, которым он занимается, результатам. Здесь нет никакого правила, и это связано с очень многим. Во-первых, как мне кажется, у каждого свой путь. Обязательно. В творчестве, в профессии. Но многое еще связано и с обстоятельствами. В актерской профессии тем более. Актёр ведь очень зависим от обстоятельств, поскольку это, как известно, самая зависимая профессия на свете. Профессия, которая зависит буквально от всего. От материала, от людей, с которыми работаешь, от твоего сегодняшнего отношения к себе самому; к тому, что ты делаешь, и так далее. Так что успех дебюта ничего не гарантирует. Скажу так: бывает и так, что яркое начало сменяется блистательным продолжением.
aleksandrit_85
В театр ходила, сколько себя помню. Точнее, меня водили. Детские спектакли, балеты, оперы, оперетта. Потом уже по собственному желанию ≈ драматические спектакли. Что-то нравилось, что-то нет. Но желание ходить в театр не пропадало никогда. Самое яркое детское впечатление ≈ Иуда-Ярёменко в моссоветовском «Иисус Христос ≈ Суперзвезда». Но что такое театральное потрясение, узнала гораздо позже.
В 2005 году. «Три сестры» в Мастерской Петра Фоменко. Третий акт, на сцене горой чемоданы. Выходит Ольга ≈ Галина Тюнина, молча садится спиной к залу и... сидит так 10–15–20 минут. Другие персонажи выходили, говорили, уезжали навсегда, уходили на дуэль, но я смотрела только на эту прямую спину, отражавшую всё, и даже больше. До сих пор отчетливо помню тот спектакль и те ощущения ≈ полного непонимания, как можно играть спиной? Без слов, впол- оборота к залу?