Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, с 6 сентября по 2 ноября
Пушкинский музей углубился в авангард: показав выставки, посвященные футуризму, теперь он занялся экспрессионизмом. Его истоками в виде группы «Мост» (мюнхенская часть экспрессионизма, группа «Синий всадник», представлена не будет – другая история). Правда, в скобках скажем, что почти сразу после этой экспозиции музей вновь обратится к искусству классическому и по времени более удаленному – на Волхонке будут «шуметь» работы Тернера.
А пока «Мост». Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейл, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и другие – начиная с 1905-го и до 1913-го. Начиная с дрезденского ядра, состоявшего из нескольких студентов-архитекторов – к берлинской метрополии. Обрастая союзниками. В духе свойственной всем авангардным течениям несколько агрессивной направленности воззваний «Мост» был заражен пафосом отрицания какого бы то ни было старого и каких бы то ни было традиций. Слова из написанной Кирхнером программы: «Мы, молодые, – залог будущего, хотим добиться свободы в жизни и в сопротивлении отжившим установкам стариков┘» – могли бы с таким же успехом войти едва ли не в любую художественную программу того времени. Мост перекидывали в будущее. В плане же эстетики нагнеталась драма противостояния человека и внешнего мира через эмоции цвета, формы и даже самой композиции, начавшаяся в ксилографии и развившаяся в живописи.
Одноименный самой группе Музей «Брюкке» появился в 1964 году, когда Карл Шмидт-Ротлуфф объявил о передаче своего собрания Берлину, заодно предложив и здание. Рос музей за счет переданных на временное хранение или в дар произведений от других художников и коллекционеров. Так сформировалось самое представительное собрание живописи и графики раннего периода Шмидт-Ротлуффа, Кирхнера, Хеккеля и Пехштейна.
Экспрессионизм был, пожалуй, главной отметкой в художественной жизни Германии первой половины XX века. Хотелось бы верить, что новая экспозиция станет достойным тому доказательством и не повторит судьбу прошедшей недавно выставки итальянско-русского футуризма, безусловно, очень зрелищной, но как раз итальянский его вариант показавшей не на самом высоком уровне.