«Конгресс дураков» в Детском музыкальном театре им. Н.И.Сац с 4 по 15 сентября.Лео Басси. «Вендетта». Малый зал. 9 сентября, 19.00, 21.00; 10 сентября 19.00, 21.00
В «Конгрессе дураков» выступит итальянец Лео Басси. Приглашение им публики на свое выступление ≈ лихая провокация. Вас зовут в гости. Вы приходите и усаживаетесь за накрытый стол. А хозяин выходит, чтобы плюнуть вам в морду. Только Басси в отличие от маргиналов плюёт ещё и в себя.
Впервые своим неистовым искусством он атаковал российских граждан в 2001 году на московской Театральной олимпиаде. При входе тогда в зал театра «Новая опера» зрителя должно было насторажить, что первые ряды были укутаны полиэтиленом. Вышел невысокого роста плотного телосложения человек и начал раздавать пощечины общественному вкусу. В своем праведном гневе и негодовании на буржуев мира Басси ≈ тогда особенно доставалось американцам ≈ стучал кулаком по столу, потом появлялся расколотый арбуз, в сердцевину которого он со всего маху, от всей горячей итальянской души вонзал свой мощный кулак. Арбузная розовая мякоть мокрыми, липкими клочьями летела в первые ряды. Тут-то господа мгновенно вспомнили о заботливо расстеленном полиэтилене как защитном средстве. «Вы можете кидать в шута гнилыми помидорами, а я не могу пощекотать вас арбузной семечкой?» Но затрещины от Басси получают не только первые ряды. У Лео в этих вопросах подход социалистический ≈ всем от него должно достаться поровну. Он выходит в зал, машет балкону, что, мол, вы там, на галерке, думаете отсидеться? Не выйдет. Идёт между проходами с тортом в руках, с самым настоящим, пышно взбитым кремом, как с баскетбольным мячом в трёхсекундной зоне. Замахивается, чтобы достать до последнего ряда райка, зал замирает ≈ с ужасом затихая, кто же окажется жертвой, а Басси со всей своей страстной силищей впечатывает огромный торт в себя. Крем на лице превращает Лео в трагическую маску шута.
Все эти трюки, что не для слабонервных, нужны ему не для того, чтобы пощекотать нервы публике. Его спектакль ≈ исповедь шута, которому издревле дозволялось всё (всё ≈ это право на полную правду), но за эту правду их на площадях раздевали донага, обмазывали смолой и вываливали в перьях.
Басси приобщает себя к участи средневековых скоморохов, и в финале на него летят перья, безжалостно облепляют его тело. Шут, терпящий унижение во все времена, у Лео превращается в ангела, потому что смеялся над сытыми и страдал на равнодушной земле за правду и справедливость.