Петербургская филармония открыла сезон 300-процентной классикой – Первой симфонией Петра Чайковского и музыкой балета «Петрушка» Стравинского в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Юрия Темирканова.
А накануне открытия здесь объявили планы на новый сезон. Из того, что должно поддерживать высокий статус филармонии – ряд проверенных временем величин – отечественных исполнителей, крайне мало крупных зарубежных имен, немногим больше обычного редко исполняемых сочинений ХХ века и главное достояние – вечнозеленая классика. Прежде чем дать слово коллегам анонсировать планы, перед журналистами впервые за несколько последних пресс-конференций выступил Юрий Темирканов с программным заявлением. Поводом послужили статьи одной петербургской критикессы, планомерно выражающей недовольство репертуарной политикой филармонии – невнимание к европейскому контексту и игнорирование современной музыки, под которой, к слову, до сих пор понимают то, что давно стало классикой ХХ века. Маэстро и на этот раз постарался сохранять олимпийское спокойствие, но оно казалось в рискованной близости к гневу. Таким его здесь давно не видели. Юрий Темирканов не удержался, чтобы не зачитать и даже не одну статью этого автора. После чего шаг за шагом, ответ за ответом честно и откровенно произносил основные пункты своего эстетического и человеческого кредо. «Я – человек отсталый, я – реакционер, я дирижирую только то, что мне нравится», – не без иронии и обиды сказано. Парадокс в том, что музыка, которую извлекает из молчания Темирканов, звучит эталонно. А это и есть пресловутая классика – не только русская, но и европейская, не только Чайковский и Прокофьев со Стравинским и Шостаковичем, но и Моцарт с Бетховеном, Брамсом и Малером. Откровенно саркастичные выпады критической дамы он воспринял слишком близко к сердцу, не только как худрук филармонии, но и как музыкант, на чью систему ценностей посягнули. К последней, думается, у критикующей претензий не было совсем. Филиппики были направлены, скорее, в сторону тех, кто формирует планы филармонии до того, как им быть утвержденными худруком. Юрий Темирканов остается подлинным художником, последним романтиком, всеми своими силами сохраняющий даже не столько исполнительские традиции оркестра, который для него как единый инструмент, сколько любимую музыку от коррозий времени: лучше сохранять немногое, чем терять все. Маэстро ни единой буквой не лжет, когда говорит, что дирижирует только ту музыку, которую любит, что в другой может «обмануть» слушателя, потому что не знает, что дирижирует. Последнее – про современную музыку, которая, по словам Юрия Хатуевича, обращена, в большинстве своем к голове, а не к сердцу. Под его горячую руку попала и современная литература, огульно названная «отвратительной». Очевидно, что окружать такого гения должны те, кто деликатно и аргументированно сможет убеждать его в необходимости перемен в репертуарной политике. Но у советников, которые, несмотря на сложившиеся принципы худрука, внедряли бы современную убедительную стратегию развития, либо недостаточно смелости, дара убеждения, сил, либо элементарной информированности. А в голове у гениального дирижера – не только высокие художественные задачи, но и гастроли, и контракты в Большом и театре Пармы. Перемены филармонии необходимы, коль скоро она находится в городе, по-прежнему сохраняющем позиции европейского и не хочет быть поглощена стремительным потоком времени. Дежурного, хотя и бесспорно солидного списка музыкантов-соотечественников – Дмитрия Хворостовского, Натальи Гутман, Элисо Вирсаладзе, Юрия Башмета, Евгения Кисина, Вадима Репина, Владимира Третьякова, Дениса Мацуева в сезонной афише явно недостаточно. В мире за эти годы появилось много блистательных исполнительских имен, о существовании которых нелишне было бы знать филармонической публике. Да, остро стоит вопрос гонораров, но не вчера возникло такое явление как файндрайзинг или поиск спонсоров. Словом, на каких-то этапе составления планов в филармонии не хватает эффективности, которая дала бы качественно иной результат. Но, так или иначе, а в новом сезоне все-таки будут вполне духоподъемные события. Это и юбилей Юрия Темирканова в декабре с грандиозным гала-концертом, и роскошный зимний фестиваль «Площадь искусств». Из давно и с огромным нетерпением ожидаемых громких проектов – визит оркестра Баварского радио с Марисом Янсонсом и два концерта выдающегося немецкого бас-баритона Томаса Квастхоффа с циклом «Зимний путь» Шуберта и ариями Моцарта. Поиски прекрасного в филармонии продолжаются.