Очень продуктивным порой может оказаться разговор с президентом. Например, беседа с ним Александра Калягина в свое время привела к появлению гранта в рамках Программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков СТД. И хотя гранты далеко не всегда достигают цели, но исключения все же бывают. Творческая лаборатория «Молодые режиссеры – детям» как раз из их числа.
Совсем недавно закончился в Москве Международный фестиваль детских театров, во время которого со всей очевидностью обозначилось отсутствие в столице спектаклей не для молодежи, не для подростков, но для детей. Несправедливо! И вот с этой-то несправедливостью и взялись бороться совместными усилиями Российский академический молодежный театр и студенты-режиссеры четвертого курса мастерской С.В. Женовача (РАТИ-ГИТИС).
В течение трех с половиной дней шестеро молодых режиссеров и пятнадцать с радостью «выдернутых» из отпуска артистов РАМТа (во главе с координатором-добровольцем Александром Дорониным) репетировали с утра и до ночи. Готовили «заявки» возможных спектаклей «для детей до десяти лет» (именно так была сформулирована задача). Репетировали «просто так» - не для заработка, не для рекламы, даже без уверенности, что эта работы выльется в нечто большее. Просто потому, что интересно. Просто потому, что это по-настоящему важно. И по-настоящему сложно. А что может быть интереснее для любого начинающего, как не возможность справиться с действительно трудной задачкой? И что может быть сложнее для любого режиссера, как не постановка для детей («до которых еще попробуй – дотянись!» - скажет Алексей Бородин)?
И работа закипит. Закипит, чуть ли не на всех этажах РАМТа – не только на Малой сцене и недавно открытой Черной комнате, но и в зрительском буфете и даже в крошечной гримерке почти под самой крышей.
Журналистов пускать не будут – не для них все это делается, да и не для зрителей еще. Пока это поиск ради самого поиска. Творческий процесс, при котором любой – даже самый доброжелательный – посторонний взгляд может оказаться губительным. Может спугнуть зарождающуюся сказку.
Но этому самому «постороннему взгляду» было невероятно любопытно – слишком уж уникальным был эксперимент. А потому решено было использовать любую возможность вплоть до тайного «подглядывания» - только бы увидеть эти первые, пускай порой робкие шаги; ощутить возможность «превращения» взрослого в ребенка и для ребенка.
Подглядеть удалось всего два крошечных кусочка – из русской сказки и из голландских историй о лесных зверюшках. Но даже этих нескольких минут оказалось достаточно для того, чтобы появилась мечта: прочитать в репертуаре РАМТа эти два новых названия - «Волшебное кольцо» и «Почти взаправду». И услышать, к какому ответу пришли Белка с Муравьем, задумавшись над вопросом: «как ты думаешь, мы когда-нибудь закончимся?». И увидеть чудную Анну Ковалеву еще как минимум в двух новых ролях. И узнать, что впервые, кажется, прозвучавшие сейчас в РАМТе режиссерские имена становятся широко известными┘
И мечта эта словно окажется откликом на мысли и слава художественного руководителя Молодежного театра Алексея Бородина: «Я очень надеюсь (с опаской говорю даже: практически уверен), что из этих «заявок» что-то выйдет. С этим проектом я связываю самые радужные перспективы. Ведь чудесно уже то, насколько молодые ребята откликнулись на эти сказки, с какой радостью они решились заняться творчеством для детей. И как удивительно совпало наше желание поработать с режиссерами не пятого, не третьего, а именно четвертого курса с тем, что четвертым оказался курс Сергея Васильевича. Курс, с которым у нашего театра, как мне кажется, одна группа крови»..