0
1840
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.08.2008 00:00:00

"Кабаре умерло. Да здравствует кабаре!": интервью с Романом Трахтенбергом

Тэги: трахтенберг, кабаре, юмор


≈ Майлз, герой пьесы Вуди Аллена «Спящий», говорит: «Я всегда шучу. Это защитный механизм». Вы согласны с ним?

≈ Безусловно. Слово ≈ сильное оружие. Многих войн не было бы, если бы люди могли отшутиться.

≈ Чем вам интересен жанр кабаре?

≈ С одной стороны, это маленький театр, а с другой ≈ всё достойно, и ты на своём месте. Как оказалось на практике, кабаре ≈ сложный жанр: от искусства до пошлятины один шаг. Тут должно быть чутьё и планка в голове.

≈ Ниже которой нельзя опускаться?

≈ И выше которой нельзя подниматься. Слишком философские номера выбивают публику из колеи, слишком низкие ≈ всё превращается в кафе-шантан или кафе-концерт. Об истории кабаре и театров миниатюр Серебряного века замечательную книжку написала госпожа Тихвинская. Она взяла критику, периодику тех лет, мемуары и дала чёткую картину эпохи. Ей надо поставить памятник за то, что она показала нам в документах, что господин Мейерхольд не представлял собой ровным счетом ничего: всё, за что он брался, он ломал и портил. Это в корне отличается от того, что нам преподавали в институте.

Я люблю двух режиссёров кабаретного направления. Это в первую очередь Виктор Моисеевич Крамер, питерский режиссёр театра «Фарсы». Его спектакли «Фарсы» и «Шесть персонажей в ожидании ветра» ≈ чистое кабаре, самое лучшее, наверное, что я видел. И Кирилл Серебренников ≈ он не работал в жанре кабаре, но его режиссёрская мысль движется именно в этом направлении (из каждой искры получается факел). Ни одной их премьеры я не пропускаю, стараюсь поддерживать с ними добрые отношения ≈ мне интересны люди умнее меня.

≈ Вам всегда нравилось развлекать людей?

≈ Да, я учился по специальности «режиссура массовых праздников и театрализованных форм досуга» в подгруппе «режиссура театрализованных форм досуга». Нашим деканом был Петров Борис Николаевич, главный режиссер Олимпиады-80. Нам продвигали живое табло, всё то, что было на Олимпиаде, но у меня не лежит душа к глобальным праздникам. Фильм Боба Фосса «Кабаре» изменил мою жизнь. Но в институте я понял, что этот фильм, вернее, то, как там изображено театральное действо, ≈ вымысел, миф. Кабаре «Бродячая собака» было высокорентабельным предприятием. На пятачке от Невского проспекта до Миллионной и Большой Конюшенной располагались 136 питейных заведений, рестораций, поэтому «Бродячая собака» был задуман закрытым клубом, для своих, что, естественно, привлекало тех, кто хотел посмотреть на богему.

≈ Какой тип кабаре вам интереснее?

≈ Я занимаюсь фольклорно-эротическим кабаре, хотя эротики там, на мой взгляд, нет, но для того, чтобы привлечь публику, все средства хороши.

≈ У вас большой кабаретный опыт. Вы работали в «Арт-клинике», позже в «Хали-гали». Расскажите об этом периоде жизни.

≈ В клубе «Арт-клиника» я начинал в 1993-м. На первом этаже происходили действа, на втором висели картины, работал он пять дней в неделю ≈ со среды до воскресенья. Вначале мы выступали с гитаристом, потом и с аккордеонистом, на улицах пели, ездили по заграницам. Мы назывались «Нервный тик»: трое в пижамах, я ещё и в цилиндре, пели актёрские песни: «Когда простым и нежным взором┘», «Всё хорошо, прекрасная маркиза», был красивый номер «Это было у моря┘». Исполняли несколько своих вещей, но в основном переделки и попурри, был ещё мой конферанс.

≈ А что за публика тогда на вас ходила? Был постоянный костяк или люди менялись?

≈ Ходила интеллектуальная молодежь. Двигателем прогресса на тот момент оставались хиппи. Они собирались в «Сайгоне», обсуждали самиздат, Кафку, Макса Фриша, Гессе, Кортасара, Борхеса. Несколько человек не пропускали ни одного нашего выступления, поили нас и кормили, с пивом подходили к сцене: «Спой для нас эту песенку ещё раз».

≈ А большой был зал?

≈ В два раза длиннее этой комнаты, наверное, метров десять в длину. Полным-полно набивалось народу, сидели на скамьях, на полу, на подушках. Там я впервые работал с группой «Ленинград», тогда она называлась «Ухо Ван Гога», они тоже делали что-то театрализованное, под минусовую фонограмму. Там я понял, что любое искусство, даже самое примитивное, окупаемо.

≈ Об успехе той или иной программы вы судили по реакции публики?

≈ Конечно. Кабаре ≈ это общение с публикой. Этому я научился в подземном переходе у Гостиного Двора. У меня в руках был бубен, и мы с гитаристом на два голоса пели. Самое сложное остановить людей: «Люди добрые, подходим, пожалуйста! Не толпимся! Только сейчас, только сегодня состоится перед вами выступление рок-поп-гоп-стоп-стеб-дуэта «Нервный тик». Итак, ребятки, договоримся: мы попрошайничать не будем, денежки передавайте сюда, купюры достоинством выше ста рублей просьба складывать в четыре раза, чтобы они занимали как можно меньше места. Поехали». После первых тактов я говорил: «Нет, погодите, лучше расскажу анекдот», потом снова: «Поехали. Нет, вспомнил ещё». На этой болтовне я держал публику минут десять, а когда люди развеселятся, мы начинали концерт.

≈ Программу вы заранее продумывали?

≈ Нет. Начинали с песни «Когда простым и нежным взором...», дальше я импровизировал. Когда публику не удержать, лучше остановить выступление, чтобы эта толпа ушла ≈ она уже пустая, денег дали, а по второму кругу не кидают.

Не так давно приезжал из Екатеринбурга Артур, гитарист, с которым мы начинали. Я ему говорю: «Пошли в переходе попоём, как в детстве, покажем молодым». Взяли мы двадцатиоднолетний «Чивас Ригал», пошли в переход под Пушкинской. Я телевидение пригласил, чтобы это заснять. Но ничего у нас не получилось: там такие – гоблины – нас чуть не убили, деньги сперли, что нам покидали. Время ушло, раньше люди были добрые, понимали: ребятам нечего есть.

≈ А как вы попали в «Хали-Гали»?

≈ Как-то я пришёл в «Арт-клинику»: народу мало. Руководство сменилось, от кабаре отказались, и я остался без работы, из «Формального театра» я к тому времени ушёл. Приходил в «Арт-клинику» водки выпить, благо бармен мне наливал, а в этот раз не налил. Смотрю: два парня бухают, я к ним: «Налейте». «Если поможешь, нальем». Выяснилось, что им нужен конферансье для презентации бара, а платить они будут джинсами. Есть было нечего, и я согласился. После открытия я подошёл к хозяину и предложил делать там программы. Он говорит: «Приходи в пятницу, когда народ бывает, и покажешь». В пятницу я вышел на сцену и загнул импровиз минут на 15. Все, кто был в зале, укатились под столы. Так меня взяли туда на работу.

Работал я по четыре часа ≈ с десяти вечера до двух ночи. Когда бармен ставил музыку, на сцене танцевали две девочки, я курил. На меня стали приходить, таксисты возили бесплатно, в ресторанах не приносили счёт. Но мне хотелось заниматься кабаре, и я сказал об этом хозяину. Он говорит: «А что это? Давай попробуем». Номера мне помогал ставить Гали Абайдулов, известный питерский хореограф. Про кабаре начали писать, только про меня не писали, а ведь я всё придумал, всё вел, конкурсы проводил, в некоторых номерах принимал участие. В результате справедливость восторжествовала, про меня стали говорить. Но в этот момент всё начало развиваться, как в рассказе моего любимого писателя Всеволода Гаршина «Красный цветок»: человек в сумасшедшем доме видит на грядке красный цветок и понимает, что все его беды от него, срывает его, и жизни больше нет ≈ он умирает┘ В итоге я теперь в Москве: у меня свое кабаре «Трахтенберг-кафе», я постоянно гастролирую, всё, что у меня есть, ≈ квартиры в Москве и Париже, вертолет ≈ всё это я заработал на ниве кабаре.

≈ То есть сейчас кабаре у нас коммерчески успешный жанр?

≈ Не очень, просто я один, а городов много. Жизнь как развивается? Кто-то взлетел и тут же под него подстраиваются остальные, уровень опускается до следующего взрыва.

≈ Вы как-то развиваетесь? Раньше вам было интересно одно, сейчас другое?

≈ В какой-то момент я почувствовал интерес к политике, но в более мягкой и ироничной манере, чем политическое кабаре Гриши Заславского. Но потом понял, что это опасно, а рафинировать не получится ≈ беззубой сатиры не бывает, поэтому от политики я отказался. Иногда рассказываю какой-нибудь анекдот.

Я занимаюсь матерной философией, фольклором, не выдумываю своего, только редактирую и компилирую. Свои у меня отдельные проекты. Я начал уставать от того, что делаю ≈ занимаюсь этим 11 лет.

≈ А расти есть куда?

≈ Некуда. Программа должна быть не смешной, а ироничной. Когда каждая твоя фраза вызывает у зрителей смех, то пять минут без смеха ≈ и программе хана. Сейчас мои программы похожи одна на другую, в них мало импровизации, поэтому я ввёл аукцион, а сейчас подготовил кабаре-программу «Песни о любви», где буду петь. Надо продвинуть мысль, что я ещё и пою, чтобы не обмануть ожидания публики: придут на Трахтенберга говорящего, а увидят поющего.

≈ Как по-вашему, можно ли придумать новую шутку/анекдот или всё уже придумано и новое будет только ложиться в архетипические модели?

≈ Шутку придумать можно, а вот что касается анекдота, то здесь должен поработать народ. Анекдот ≈ это коллективное творчество, так что анекдот придумать можно, но не в одиночку и не быстро.

≈ Придумывали ли вы шутки?

≈ Было несколько шуток и афоризмов┘ На мой взгляд, не очень удачных┘ Но тем не менее в народе они имеют хождение.

≈ Какого юмора сейчас в России недостает? Или всего много?

≈ Недостает интеллектуального юмора, его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Да и, собственно, количество индивидуумов, способных его воспринимать, тоже сокращается. Кабаре спасёт мир. Кабаре умерло. Да здравствует кабаре!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1749
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1093
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
795
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1076

Другие новости