Фестиваль «Звёзды белых ночей» 16 и 18 июля.
Эдинбургский фестиваль 25 и 27 августа.
В 1918 году известный польский композитор Кароль Шимановский возвращается из путешествия по Европе. Впечатлённый услышанным («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси) и увиденным (Италия и Сицилия), он приступает к работе над оперой «Король Рогер» на основе романа своего современника Ярослава Ивашкевича. Главный герой его ≈ реальный исторический персонаж Король Рождер, правивший Сицилией в Средние века.
Сюжет, причудливым образом переплетающий мотивы религиозные, мистические и любовные (заметим, что «Огненный ангел» Прокофьева создавался примерно в одно время с сочинением Шимановского) сводится к следующему: в королевстве Рогера появляется Пастух, агитирующий народ за принятие дионисийского культа. Король отдаёт лжепророка под суд, но Пастуху удается-таки соблазнить благами чувственных наслаждений, диктуемых служением Дионису, народ и даже королеву Роксану. Не в силах вынести разлуки с любимой супругой, Рогер склоняется перед Пастухом и приносит в жертву Солнцу своё сердце.
Опера не была поставлена в Советском Союзе, зато шла на подмостках европейских и американских театров. Сюжет создавал благоприятную почву для интерпретаций: в спектаклях воплощали мотивы всколыхнувших Европу молодёжных бунтов 1968 года, а в Америке – историю секты «Народный храм», чьи члены совершили массовое самоубийство в конце 70-х.
Относительно свежая постановка Большого театра Варшавы не так радикальна, знаменитый польский режиссер Мариуш Трелиньский (его постановку «Мадам Баттерфляй» Пласидо Доминго назвал лучшей из всех виденных им постановок оперы Пуччини и добился, чтобы спектакль был перенесен на сцену Вашингтонской оперы) в большей степени следует оригиналу. Его версия оперы Шимановского включена в программу Эдинбургского фестиваля. Дирижирует оперой Валерий Гергиев. По этому поводу (для разминки) роскошная партитура «Короля Рогера» прозвучит и на фестивале «Звёзды белых ночей». Состав исполнителей не назван, в качестве постановщика обозначен Трелиньский. Так что не исключено, что в Санкт-Петербурге пройдёт «генеральная репетиция» эдинбургского спектакля.