«Пленный», реж. Алексей Учитель
У Владимира Маканина есть рассказ «Кавказский пленный» ≈ о том, как двое солдат-федералов берут в плен мальчишку-боевика, чтобы тот провел их через горы к своим. Мальчишка очень красив, и у одного из солдат возникает к парню неведомое доселе чувство, которое он даже боится назвать словами. Оказывается, даже на войне любовь может прийти не в виде симпатичной медсестрички, а в обличье мужчины, врага. Но когда встает вопрос, чью жизнь солдату выбрать, он не задумываясь выбирает свою, собственноручно убив неожиданного возлюбленного.
По этому рассказу Алексей Учитель снял фильм «Пленный». Но тему однополой любви трогать не стал. В фильме нет и намека на немного странную чувственность, которой пронизан рассказ Маканина. История, рассказанная в картине Учителя, сводит отношения солдата Рубахина и юноши Джамала к нормальной человеческой симпатии, не «омраченной» эротическим привкусом. На протяжении двух дней, что Вовка и Рубаха ведут пленного Джамала по горам, в простую голову простого парня Рубахи приходит простая мысль: чеченцы ≈ тоже люди. Мысль-то правильная и похвальная для солдата федеральных войск. Но драма не состоялась. Накал ушел. Получилась печальная назидательная история: солдат вынужден убить врага, к которому почувствовал симпатию. Ему, видавшему виды Рубахе, придушить очередного чеченца ≈ дело техники. Техника омрачена лишь тем, что это первый враг, который в глазах солдата «тоже человек». Но очень скоро он и это забудет┘
Выбросив из фильма линию, связанную с эротическими переживаниями Рубахи, но оставив сюжетные метки, Учитель легко перечеркнул и остальные сюжетные линии. Они, правда, и шли здесь пунктирном, оттеняя и подчёркивая главную линию. Так, скажем, теряет смысл короткий рассказ о любви второго солдата, Вовки, с местной полковой красавицей. Совершенно плотский, земной военно-полевой роман, красивый, как всё, что умудряется прорасти на поле боя. У Маканина он с одной стороны противопоставлялся страсти Рубахи, с другой ≈ шёл с ним рука об руку. Война ≈ гениальный драматург.
Но и гениального драматурга можно отредактировать. Как это и сделал Учитель. Не совсем понятно, почему на это пошел Маканин, согласившийся перекроить свой рассказ даже не сюжетно, а внутренне, по ощущениям, по главному замыслу. Это всё равно что из «Гамлета» сделать фильм ужасов ≈ смертей-то в пьесе навалом.