«Нирвана», реж. Игорь Волошин
Фильм «Нирвана» уже купил один из федеральных телеканалов. Его покажут в прайм-тайм, предварив солидной рекламой. «Житейская история», как назвал фильм его режиссёр Игорь Волошин, будет смотреться с интересом в первую очередь молодыми, ровесниками тех, о ком эта история. Герои фильма ≈ 20-летние ребята, наркоманы. Точнее ≈ двое наркоманов (их играют Мария Шалаева и Артур Смольянинов) и девушка, живущая с ними по соседству (Ольга Сутулова). Парень и две девушки. Любовный треугольник, две девушки-соперницы, постепенно превращающиеся в лучших подруг. Когда одна умирает от передоза, другая, потеряв с уходом подруги смысл жизни, принимает смертельную дозу, чтобы встретиться с той в лучшем мире. Лучший мир наверняка окажется лучшим, потому что хуже, чем было в этом мире, им уже не будет.
Сама по себе история страшна. И снята она так, как, наверное, и должен быть снят Апокалипсис. Здесь страшно всё ≈ начиная с раскрашенных в непомерно яркие цвета юных лиц и линз в виде кошачьих глаз у наркобарона Ларусса и кончая эпизодической ролью Татьяны Самойловой ≈ очевидно, слишком хорошо погулявшей в молодости мадам «из бывших». И сочувствие к героям, а вместе с ними ко всему зараженному поколению Волошин даже не то что демонстрирует ежесекундно ≈ педалирует, не давая зрителю возможности подумать ни о чем, кроме «Как их всех жалко!». Ну да, их не просто жалко, всех этих безмозглых молодых ребят, когда-то уколовшихся шутки ради, а теперь дошутившихся до смерти. За них дико страшно.
Почему мы начали с того, что фильм покажут в прайм-тайм? Да потому, что этих погибающих детей жалко нам, взрослым зрителям. Но рассчитано-то не на нас. Рассчитано на ровесников тех, о ком фильм. А ровесники, посмотрев, в ответ на вопрос «Ну как фильм?» скажут «Прикольно». Или что-нибудь похожее. Потому что и правда прикольно. Слишком все прикольно, чтобы быть серьёезным. Попугаечные раскраски на лицах, бессвязное бормотание глупостей, долгие разговоры о смысле жизни ≈ в фильме всё это получилось ярким, талантливо и смело нарисованным. И совершенно бесстрастным. Сочность красок, замысловатые отношения героев, их на удивление литературная речь ≈ всё работает на то, чтобы разглядывать, цокать языком, радоваться тому, как здорово у режиссёра получилось развлечь зрителя. И как, оказывается, легко и не страшно, не найдя смысла в этой жизни, отправиться искать его в той.
Никто не заплачет.
Прикольно.