Отдых от забот в пределах родной деревни или родного города ≈ удел нидерландских художников, мирно живущих маленькими повседневными радостями в своей маленькой стране.
И что особенно приятно, не только крестьяне пляшут, катаются на коньках и играют в кегли, но даже Мадонна с младенцем Христом у Робера Кампена пребывает в задумчивом бездействии среди подушек и домашней утвари своего дома. И хотя экран камина за ее спиной ≈ одновременно нимб, она все же очень органично примерила на себя роль горожанки.
Галантный XVIII век, кажется, не всегда четко отделял забавы от трудов. Сладостное времяпрепровождение стало приятной нормой жизни: дамы и кавалеры соревновались в кокетстве, с одной стороны, и в учтивости ≈ с другой. Герои Антуана Ватто отправляются на остров Киферу, амуры вполне недвусмысленно намекают на тему любовных похождений. С другой стороны, романтический выход в новый мир, сладостная нега и ничегонеделание сморенных вечной сиестой южного солнца неаполитанцев ≈ воплощенный в жизнь идеал Сильвестра Щедрина. Солнце, море и виноградная лоза ≈ мечта для русского художника и обыденность для итальянцев.
Вообще антитеза активного и созерцательного отдыха во многом отражает имидж двух столетий ≈ XIX и XX. В XIX век помимо Щедрина замечательным образом вписался и стал одним из его знаменитых впечатлений «Завтрак на траве» Клода Моне, едва ли не впервые так монументально воспевший обыденность. И знойные, ленивые мечтательницы-таитянки Поля Гогена, мир которых, заставь их работать, наверное, растаял бы на глазах. Сбежавший из шумного Парижа на Таити Гоген сравнивал остров с раем: «Это вечный праздник, полное неведение работы, ненужной благодаря щедротам природы, но также и неведение скуки, которую еще отяжелило бы томление сонного безделья». Но и молодые рабочие Жоржа Сера, купающиеся в Сене близ Парижа, тоже оказались вполне удовлетворены. Правда, сходя на нет, это столетие еще блеснуло адскими огнями «Мулен-Ружа», громкой музыкой, хохотом и обилием спиртного ≈ всего того, что смешало день с ночью и работу с отдыхом для Тулуз-Лотрека.
Двадцатый век, особенно на советской почве, напротив, был чрезвычайно активен и времени даром терять не привык. Время стремительно и неудержимо мчалось вперед, к горизонтам светлого будущего. Сам отдых не предполагал установки по созданию идеального счастливого и здорового человека. Иначе говоря, даже отдыхая, люди куда-то бегут с выражением счастья на лице: улыбающиеся физкультурницы Александра Дейнеки и Александра Самохвалова ≈ тому пример. Хотя Дейнеке не была чужда и другая картина: довольные советские люди сидят в крымском кафе. Их бы тоже под открыточный лозунг «В сберкассе деньги накопила, путевку на курорт купила!» Впрочем, такие картины не чужды и сегодняшним отпускникам. Страна Советов все делала сообща: бежала, пела песни, шумно праздновала. «Колхозный праздник» Аркадия Пластова ≈ мирная, но немножечко оргия, коллективное веселье с размахом под неусыпным взором вождя.
Кроме того, в смысле отдыха классика жанра, конечно, «Охотники на привале». Это почти «наше все», даже на конфетных коробках они. Здесь Перов решил отдохнуть от бичевания социальных несовершенств, и сам, кажется, увлекся охотничьими байками. Компания расслабляется вполне культурно...
Отдых в домашнем уюте или шумное празднество, пассивный или активный, где-то поблизости или в далеком замечательном краю┘ Его всегда приятно растянуть... но все же спешите отдыхать!