ГРУЗИЯ ≈ НА БАЛЕТНОЙ КАРТЕ
≈ Нина, когда вы были в Москве в последний раз?
≈ На прошлой неделе: подруга родила. Навестила могилу Раисы Степановны Стручковой. Но в Москве я провела всего два дня. Больше не получилось, ведь на мне лежит огромная нагрузка ≈ художественное руководство большим коллективом┘
≈ Так что даже при желании вы не могли бы раздваиваться между Москвой и Тбилиси?
≈ Ну почему же? Я всегда мотаюсь туда-сюда. Я и в Грузии, и в США┘ А когда танцевала в Большом, то за один сезон могла выступать в пяти театрах мира. Но тогда я была только балериной. А сейчас руковожу и должна больше времени проводить со своим коллективом. Так что от многих предложений мне приходится отказываться, оставив только ежегодные выступления на сцене Американского театра балета.
≈ Недавно в США побывал Тбилисский театр оперы и балета. Гастроли были успешными?
≈ Гастрольный тур продолжался пять недель. Мы выступали на престижных сценах ≈ в Беркли, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго, Нью-Йорке, а потом отправились в Санта-Барбару, Айову и Миннеанаполис. Я очень довольна этими гастролями ≈ артисты выступили замечательно, думаю, в какой-то степени мы всех удивили. Представители грузинского балета никогда не выступали на таких престижных сценах, тем более ≈ в США. Это наше второе появление в этой стране ≈ в прошлом году Театр имени Захария Палиашвили принял участие в Spoleto Festival USA. После хороших рецензий продюсер пригласил нас на гастрольный тур в США. Для меня очень ценно, что государственный балет Грузии заявил о себе на международной арене. Мне приятно, что если раньше я сама представляла, рекламировала грузинскую труппу, то теперь нам уже звонят с различными предложениями. Мы появились на карте балетного мира, о чем я всегда мечтала. Наш репертуар очень интересный и насыщенный ≈ 27 балетов! Их мы выпустили практически за неполных четыре сезона. Это предполагало новые декорации, костюмы ≈ проделан действительно огромный труд! Ведь нам пришлось догонять┘ В целом я очень довольна тем, как работает труппа, потому что мы идем в ногу со временем. А иначе в этом мире, в этой жизни нельзя ≈ мы просто отстанем! И вот ≈ награда за проделанный труд: мы получили новое приглашение на фестиваль в США, который состоится в будущем году. А нынешним летом примем участие в Эдинбургском фестивале.
≈ А какие балетные спектакли вы представили на суд американской публики?
≈ На гастроли отправилась балетная труппа из 74 человек и еще 70 человек музыкантов: в Нью-Йорк приехал наш оркестр, исполняющий музыку к балетам Баланчина, а также ансамбль грузинской народной музыки ≈ она звучит в балете «Сагалобели», поставленном Юрием Посоховым. А еще ≈ ударники, осуществляющие музыкальное оформление «Снов о Японии». Мы станцевали «Жизель», «Дон Кихота», показали новую постановку Алексея Ратманского, в нашем театре, ≈ «Вариации» на музыку Бизе, «Сагалобели», «Чакону» Баланчина на музыку Глюка. Я впервые выступала в «Чаконе» и получила огромное удовольствие. Это очень красивый, торжественный балет┘ По-моему, в России его пока не ставили.
НОСТАЛЬГИЯ ≈ УДЕЛ ПРАЗДНЫХ
≈ Это все американские впечатления. А по Большому театру не скучаете?
≈ Ностальгия возникает тогда, когда ты не занята. Конечно, того театра, в котором я танцевала много лет, уже нет. Остался только фасад. А все, что сохранилось в моей памяти, не существует в реальности ≈ нет моей комнаты, прежних залов┘ Все изменилось, и каким сейчас будет старый новый Большой театр, никто не знает! Естественно, я скучаю по друзьям, коллегам. Правда, в Большом сейчас совершенно новое поколение, с которым я не знакома. Но остались и те, кого я знаю. По ним я скучаю! Партнеры, с которыми я танцевала в Большом театре, приезжают ко мне в Тбилиси и выступают на нашей сцене. Так что связи сохраняются. Вскоре состоится гала-концерт с награждением молодых артистов балета: вместе со знаменитым ювелиром из Швейцарии Жильбером Альбером мы основали премию «Звезда», присуждаемую начинающим. Уже названы первые победители. На церемонию приедут сам Жильбер Альбер, знаменитые гости из разных стран. Лауреатами премии стали балерина из Мариинского театра Евгения Образцова и талантливый грузинский артист Лаша Хозашвили. Недавно ко мне приезжали Ирина Колпакова и Владилен Семенов, Татьяна Терехова и Сергей Бережной, Дмитрий Корнеев. У меня и с российскими хореографами замечательные отношения: Ратманский, как я уже сказала, ставил на нашей сцене┘ и все время приглашал меня станцевать в Большом хотя бы один спектакль. Но по времени я ну никак не успевала. Мое расписание так и не совпало с репертуаром и днями, в которые я могла бы станцевать в Москве. Но я все равно хочу выступить в Большом, приехать туда уже со своей труппой и показать наш новый репертуар.
≈ Переговоры об этом уже ведутся?
≈ Да. Эти гастроли станут моим отчетом перед москвичами, моими поклонниками, которые меня не забывают, звонят, всячески проявляют свое внимание. Это очень трогательно, и я это очень ценю. Я не хочу уйти со сцены так, чтобы не станцевать в Москве хотя бы несколько спектаклей.
≈ Нина, как вы оцениваете нынешнее состояние российской балетной школы?
≈ Я не очень хорошо знаю состояние российской балетной школы сегодня. Слава богу Россия большая, и она богата талантами. Слава богу выскакивают талантливые дети. Но проблема ≈ в мальчиках. В России она тоже существует. С другой стороны, Большой и Мариинка собирают талантливых ребят отовсюду. В Москве, к примеру, танцуют артисты из Сибири, из Украины┘ Им предоставлена возможность проявить себя. Театры сейчас открыты для всех┘ У нас система обучения все равно одна ≈ вагановская. Я сама представляю в Грузии и во всем мире русскую балетную школу, которую очень люблю и считаю лучшей в классическом балете.
≈ А грузинский балет ≈ он русский или уже нет?
≈ У нас русская школа. Я даже уроки веду по-русски. Мне так легче излагать балетную терминологию. Но, конечно, у нас есть и отличия. Так было всегда, даже при Вахтанге Чабукиани мы были чуть-чуть другими и по своему репертуару, и по характеру танца, и даже визуально. Это и хорошо, так и должно быть. У нас другие спектакли, мы развиваемся по-другому, но я твердо придерживаюсь русской балетной традиции┘
ТАЙ-ЧИ ВМЕСТО РАСТЯЖКИ
≈ Я стремлюсь сохранить вкус классического балета, что теряется в последнее время. У меня, во всяком случае, такое ощущение. Влияние Запада должно быть позитивным, а не наоборот┘ Но почему-то мы всегда воспринимаем плохое. Поэтому для меня главное ≈ сохранить в школе вкус, чтобы дети развивались правильно. Мне не нравится чрезмерное утрирование элементов танца. Я не разрешаю юным артистам переигрывать. В школе дети не должны танцевать как артисты балета. Школа есть школа┘ То, чему меня учили педагоги, чего я добивалась в творчестве, сегодня я стараюсь передать молодым артистам, студентам в театре и в школе. Для меня важно интеллектуальное отношение к искусству, а не математически точное выполнение движений. Необходима культура танца, осмысленное к нему отношение. Тогда это интересно смотреть┘ И еще: в школе нужна дисциплина. Мне не нравится то, что свобода детей превратилась в какую-то разнузданность. Я говорю родителям: «Если вы не хотите, чтобы ваши дети, став взрослыми, сказали вам однажды: «Пошли вон!», нужно сейчас, вместе с педагогами воспитывать их». Когда мы делаем ребенку замечание, родители иногда говорят нам: «Как вы смеете!» Этим они не помогают, а только вредят своему чаду. Ведь престиж школы ≈ в руках не только педагогов, но и родителей. В балете это особенно важно. Я всегда говорила, что у нас очень жестокая профессия. Выглядит она очень романтично, красиво, но при этом очень жестокая. Потому что у нас определены четкие границы: так ≈ можно, а по-другому ≈ нельзя. Ребенок должен быть все время в каких-то рамках. Но это отнюдь не сужает мир ребенка, не ущемляет его. Наоборот, воспитывает┘ Я кое-что изменила в системе обучения: ввела китайскую гимнастику тай-чи вместе обычной гимнастики на растяжку. Я хочу увидеть результат, к которому мы придем после трех лет занятий тай-чи. Однажды я поняла, что гимнастическая растяжка ломает детей. На мой взгляд, чрезмерная растянутость уродует балетные линии. И у детей, имеющих не вполне эластичную костную структуру, травмируются спины, колени, стопы. В 13–14 лет они уже инвалиды. К примеру, я никогда никаких растяжек не делала. Стала спрашивать у других состоявшихся балерин и выяснила, что практически никто специально растяжкой не занимался. И наоборот, те, кто не стал артистом балета, прошел через это. Ну какой смысл ломать ребенка, если у него нет перспектив?.. Что касается тай-чи, то ввести его в программу было непросто: многие педагоги возражали. Но я сама во время беременности занималась китайской гимнастикой и на собственном опыте поняла, что тай-чи и дыхательные упражнения необходимы. Поэтому мы отработали программу занятий тай-чи ≈ и в итоге у детей окрепли колени, у них не болят спины и в то же время они нормально растянуты.
≈ Введение тай-чи в программу хореографического училища ≈ это ваше ноу-хау?
≈ Не знаю┘ Кто-то занимается в школе йогой. Но йога ≈ это прежде всего философия, а я не нагружаю детей философией. Я внедрила тай-чи для того, чтобы результаты у наших детей были получше┘ К тому же в школе я ввела два отделения ≈ классическое и народно-характерное, что позволило шире использовать потенциальные возможности наших ребят. И еще. Уроки актерского мастерства в хореографической школе всегда были узкобалетными. А я это изменила: пригласила режиссера драматического театра, и она стала соединять балетное движение со словом. Дети заговорили, начали высказывать свои мнения, читать стихи. Хотя соединить слово с жестом для артиста балета всегда очень сложно. Мы замечательно двигаемся, но если нас спросить, что мы делаем, то объяснить это чаще всего не можем, теряемся. А наш режиссер-педагог смогла раскрыть даже таких детей, которые казались мне совершенно невыразительными. Они научились сопрягать движение со словом ≈ Шекспира, например. Для развития детей это очень полезно: у них появляется возможность выбора в дальнейшем. Кто-то из них пойдет в балет, другие ≈ в драматический театр или кино. В сегодняшней реальности это необходимо, потому что Грузия не такая огромная страна, как Россия. Здесь нет 150 трупп, в которых можно танцевать. У нас всего лишь одна профессиональная балетная труппа, и все, кто танцует в театре имени Палиашвили, выпускники нашей школы.
ПОТРЯСЕНИЕ В БАЛЕТЕ НЕВОЗМОЖНО
≈ Кто из артистов балета потряс вас за последнее время?
≈ В сегодняшнем мире получить потрясение в балете невозможно. Потому что уровень классического балета во всем мире очень вырос. Мы раньше удивляли Запад своей классикой ≈ «Раймондой», «Баядеркой»┘ Такие балеты раньше нигде не ставились, а сейчас идут везде. В репертуаре Американского театра балета есть сейчас все ≈ и «Раймонда», и «Баядерка», и «Корсар». Да и наши педагоги преподают в США ≈ те же Ирина Колпакова и Владилен Семенов. Границы открылись, и разные школы друг у друга многому учатся. Мы ≈ современному движению, современной хореографии, ведь до сих пор русская школа была сосредоточена только на классике. Так что сейчас кого-то чем-то удивить непросто. К примеру, удивить шагом, как раньше это делала Надежда Павлова, сегодня нельзя. Сегодня все шагастые, все растягиваются┘ Думаю, единственное, чем можно привлечь зрителя, ≈ это хорошее, технически и эмоционально, исполнение. Одной техники мало, если она не подкреплена чувствами, переживаниями, красивыми линиями. Иначе зритель остается недовольным, он уже так избалован! И, конечно, необходимы хорошие спектакли с хорошей хореографией, что случается очень редко. Профессия хореографа очень сложная. И если у хореографа получается за всю жизнь несколько удачных балетов, это уже большое дело. То есть даже очень талантливый хореограф не может бесконечно выдавать гениальную продукцию.
≈ Часто приходится слышать, что в хореографии наблюдается сегодня кризис┘
≈ В Хьюстоне я познакомилась с замечательным английским хореографом Беном Стивенсоном, создавшим новую труппу в Далласе и поставившим на меня балет «Снегурочка» . Он сказал мне: «Был период, когда в мире было всего семь-восемь хореографов!» Допустим, в США: Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Морис Бежар, в Москве ≈ Леонид Лавровский, Касьян Голейзовский, в Питере ≈ Василий Вайнонен, Леонид Якобсон, во Франции ≈ Серж Лифарь┘ А сейчас человек, поставивший хоть один балет, уже называет себя хореографом. Так что? Тогда был кризис или сейчас?
≈ Но это и есть девальвация профессии, когда каждый может назвать себя хореографом, не так ли?
≈ По-настоящему талантливых людей мало. В каждой труппе создается новая хореография, но работ, что сохранятся надолго, единицы. Их и не может быть много.
≈ И все-таки с какими хореографами вы лично связываете надежду на формирование нового поколения артистов балета?
≈ Трудно сказать. Каждый хореограф вносит свою лепту в развитие труппы. Этап, который случился в Большом театре с приходом Алексея Ратманского, в какой-то степени изменил труппу Большого театра. Кому-то это может нравиться, кому-то ≈ нет. Но факт, что хореография Алексея Ратманского отличается, к примеру, от хореографии Юрия Григоровича. Это другое направление. И молодые артисты театра имеют сегодня возможность танцевать все. Для развития артистов балета это интересно, потому что они танцуют и старую классику, и того же Григоровича, и балеты Баланчина, которые для моего поколения были невозможны в Большом театре. Важно, чтобы академический театр не терял своего лица, сохранял баланс, удерживая классический репертуар и предлагая публике новые работы, что я и пытаюсь делать в Театре оперы и балета имени Палиашвили. Мы академический театр, поэтому я не хочу ставить только современную хореографию. Если родится хореограф, который создаст в Тбилиси современную труппу, я буду очень рада. Но пока у нас все происходит в стенах одного театра.
≈ Как оцениваете возвращение Григоровича в Большой театр?
≈ Насколько я знаю, в театре остался Алексей Ратманский, только в другой должности, пришел Юрий Григорович, а также работают Юрий Бурлака и Геннадий Янин. Всех я уважаю┘ Каждый, как говорят, будет заниматься своим делом. Главная проблема возникнет, когда каждый из них захочет в одно и то же время что-то поставить. Честно говоря, я бы не хотела в этот период танцевать в Большом. Хотя┘ было время, когда нам просто не с кем было работать. Это очень плохо. Раиса Степановна рассказывала мне, что, когда театром руководил Лавровский, там ставили Моисеев, Вайнонен┘ Приглашать хореографа или иметь постоянного хореографа в театре очень важно. Если бы я не начала строить свою карьеру на Западе, то так и осталась бы балериной, танцующей исключительно классику. Я бы никогда не узнала, кто такие Фредерик Эштон, Кеннет Макмиллан и другие, не встретилась бы с Ратманским, создавшим для меня балеты, которые на всю жизнь останутся моими любимыми. Не поставили бы на меня «Снегурочку». Многие удивляются, когда я говорю, что в Большом театре ни разу не танцевала премьеры, кроме «Дочери фараона», ≈ это случилось на двадцатом году моей карьеры! А до этого были только вводы. Ни разу у меня не было возможности станцевать первый спектакль, то есть работать с хореографами. Все это было вне Большого театра или в антрепризах. Я первая стала создавать такие антрепризы ≈ благодаря премии «Триумф», которая в этом мне помогала┘ Вот такое было время. А сейчас в Большом театре пробуют практически всё! Того же Баланчина, которого стали исполнять, когда в Большой пришел Алексей Фадеечев. Когда я впервые станцевала в 1988 году Баланчина, то поняла, как многого мы были лишены. Иногда слышишь от представителей старшего поколения: «А зачем нам Баланчин?» Он нужен нам для развития, для того, чтобы понять: классический балет может иметь другую технику ≈ не только Мариуса Петипа. Одно не должно исключать другого, в моем понимании. Танцуя Баланчина, ты растешь!
Что касается возвращения Григоровича┘ Замечательно, когда здравствующий хореограф может следить за своими спектаклями. Он знает, чего хочет, как вести молодого человека. Нельзя все время учиться по кассете. Теряется все! Тем более когда двадцатилетний парень танцует Спартака. Он уже в силу отсутствия опыта, жизненного и творческого, не может танцевать Спартака так, как тридцатилетний Владимир Васильев┘ Кроме того, тогда была другая эстетика танца, артисты даже по-другому выглядели. Так что если хореограф жив и может тебе что-то показать и с тобой поработать, это очень хорошо.
ЗВЕЗДА БЕЗ КАПРИЗОВ
≈ Ваша собственная карьера не страдает в связи с административной должностью?
≈ Cтрадает. Я уже не танцую так много, как раньше. Но я считаю, что для меня в данной ситуации это нормально. Я танцевала везде и перетанцевала все, что мне хотелось. А сейчас хочу что-то создавать. У меня огромный багаж, который я передаю молодым, делюсь с ними накопленным, пытаюсь вместе с ними поднять грузинский балет на высокий уровень. Думаю, я для них хороший пример. Я не капризный человек, не веду себя плохо с партнерами. Почему-то думают, что, когда человек достигает какого-то уровня, становится звездой, он обязательно должен быть капризным, заносчивым ≈ для авторитета, так сказать. Это все ерунда! Чем человек капризнее, тем больше страдает его престиж. Человек, достойный своего уровня, своего имени, так себя не ведет. Ни Майя Михайловна Плисецкая, ни Раиса Степановна Стручкова, ни другие птицы высокого полета такого себе позволить не могли и не могут. Так поступают, как правило, те, кто не достоин своей славы.
≈ Власть, говорят, меняет человека. Изменился ли ваш характер?
≈ Характер не изменился, но ругаюсь иногда. Чувствую себя как многодетная мать, ответственная за каждого ребенка. У меня душа болит за каждого! Остро переживаю, если что-нибудь случается. Иногда приходится указывать и наказывать. Но, поверьте, я бы не страдала, не мучилась, больше времени проводила бы со своей дочерью Еленой, если бы не видела результата своих усилий.
≈ А вы человек вспыльчивый или легко контролируете эмоции?
≈ Меня выводят из себя только две вещи: хамство и недисциплинированность.
≈ Каковы ваши взаимоотношения с властью? Ведь представители грузинской интеллигенции относятся к президенту Михаилу Саакашвили далеко не однозначно.
≈ У меня с Михаилом Саакашвили нормальные отношения. Когда он пригласил меня на должность художественного руководителя театра, то обещал сделать все для того, чтобы балетная труппа встала на ноги. И в данном случае у меня нет проблем: то, что обещано, выполнено. Потому что театр не может выдержать нынешнее сумасшествие, если нет государственной поддержки. Во всяком случае, в наших странах. Но слава богу есть государственная поддержка, и театр существует. И существует на хорошем уровне.
≈ Если бы вдруг по воле судьбы вам пришлось определять будущее своей страны, какое бы первое решение вы приняли?
≈ Господи, не хотела бы┘ Но я хочу для свой страны объединения. Чтобы у нас не было никаких проблем, чтобы люди, которые столько лет терпели ради нашей свободы, независимости и целостности, зажили спокойно. И тогда, я думаю, мы сами сможем наладить экономику на таком уровне, чтобы обеспечить всех работой. Мое единственное желание ≈ мир, мы не хотим ни с кем воевать, ссориться. Мы, грузины и русские, понимаем друг друга, как никто. Нам близка русская культура, как и наоборот ≈ русские любят грузинскую культуру, мы всегда были совместимы, всегда любили и уважали друг друга. У нашего поколения еще есть эти связи. Потому что мы общаемся. А я хочу, чтобы молодое поколение не потеряло этих связей, хочу сделать все, чтобы мы эти связи вернули и укрепили, чтобы наши дети увидели: мы по-прежнему любим друг друга, между нами очень много общего! И тогда с нами ничего не случится. Невозможно иностранцу объяснить все так легко, как русскому. Потому что мы всегда были единым целым. В отношениях необходима взаимность ≈ не важно, кто большой, а кто маленький. Уважают же датчан! А ведь их так же мало, как и нас грузин, ≈ четыре миллиона┘
Хочу, чтобы в мире был мир! Как бы смешно это сегодня ни звучало. Помню, бабушка всё время мне говорила: лишь бы войны не было! А я ей: достала ты со своей войной ≈ да не будет войны! Оказывается, не всё так просто┘ От одного дурацкого решения, от одного ненормального человека мир может полететь в тартарары. Я ежедневно молюсь: «Господи, лишь бы был мир, чтобы дети наши могли спокойно жить, и мы дожили свои годы на этой грешной земле!..»
УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ
≈ А от чего бы вы предостерегли свою дочь?
≈ Это трудно┘ Ведь говорят, что дети должны учиться на своих собственных ошибках. Конечно, я хотела бы, чтобы этих ошибок было меньше, чтобы она была счастлива. А какую судьбу она выберет, Бог знает. Сейчас об этом трудно что-то сказать. Я очень хочу, чтобы она жила в спокойной, благополучной, красивой Грузии. Чтобы она имела возможность свободно передвигаться по миру, была свободным человеком свободного мира. Захотела поехать в путешествие? Взяла билет и уехала, как это делает любой иностранец. Почему мы должны быть другими? Чем мы хуже? Мы ≈ такие же. Просто нам не повезло, и мы родились в другой стране? И поэтому должны унижаться, стоять за визами, слышать оскорбления ничтожного человека, стоящего на границе с одной или другой стороны? Людей нужно оценивать по их таланту, сущности, человечности ≈ не важно, где ты живешь. Если ты такой, тебя везде уважают. А если ты бандит, то в любой точке мира таковым и останешься. Таких надо или исправлять, или удалять из общества!
Ирина Колпакова, балерина, народная артистка СССР:
≈ Очень люблю Ниночку Ананиашвили. В ней есть что-то
по- православному хорошее ≈ имею в виду чувство стиля, нашу школу, естественность движений, поведения на сцене, грацию
и какое-то особое очарование, что, наверное, важнее даже красоты. И потом, Нина умеет так вести себя в театре, что
ее все любят. К примеру, в том же Американском балетном театре ее обожают! Рада, что Ниночка в Тбилиси работает┘
У нас с ней одна школа, одни корни. Ведь Нина ≈ ученица Раисы Стручковой, которая училась у Вагановой, ≈ как и я!
Майя Зурашвили, педагог-репетитор:
≈ Я знаю Нину с детства. Мы вместе танцевали┘ Сама будучи еще ребенком, я понимала, что рядом со мной необыкновенная, не похожая на других девочка. С детства она была звездой! Можно научиться хорошо владеть своим телом, стать неплохой балериной┘ но Нина ≈ самородок. Потом Нина уехала
в Москву, я училась в Петербурге, затем вернулась в Тбилиси
и танцевала на сцене Театра имени Палиашвили. И я бы никогда не поверила, если бы мне кто-нибудь сказал, что буду работать с Ниной Ананиашвили. Я не педагог Нины ≈ боже упаси,
у нее были такие замечательные педагоги! Я просто ее подруга и помогала ей войти в форму после родов, вернуться на сцену. Мы очень долго, упорно, допоздна занимались. Я всегда знала, что Нина необыкновенно трудоспособный человек. Но на этот раз она просто удивила меня своей работоспособностью
и упорством. Я еще раз убедилась в том, что именно это качество приводит к успеху. Если солист не выкладывается до конца, то, как бы он ни был одарен, чуда не происходит. А Нина поражала меня каждый день. Во время работы возникали разные проблемы ≈ то нога заболит, то еще что-то. Но Нина ни на что не обращала внимания, не позволяла себе распуститься, поддаться слабости. Работала через пот, через усталость.
Так что она меня удивила дважды: в детстве и еще больше ≈ сейчас. Для таких, как она, возраст не имеет значения. С годами она только набирает профессионализм┘ Плюс ко всему Нина Ананиашвили очень чутко относится к окружающим. Я обыкновенная балерина, и мне поначалу было очень трудно делать ей, самой Ананиашвили, какие-то замечания во время репетиций. Но она меня раскрепостила. Сначала я говорила очень тихо
и робко, но Нина настаивала: «Громче и побольше замечаний!», хотя многие оскорбляются, услышав в свой адрес какую-нибудь критику. Постепенно я действительно осмелела┘ То, что Нина прислушивается к мнению окружающих, лишний раз доказывает ее профессионализм. Вчера я смотрела оркестровую репетицию балета «Маргарита и Арман» и не могла сдержать слез. Нина была прекрасна, это было чудо!
Теона Чарквиани, заведующая балетной труппой:
≈ И в работе, и в неформальном общении с Ниной очень легко. Столько энергии, сколько есть в Нине, наверное, нет ни в ком!
Я даже не могла этого себе представить до знакомства с ней. Иногда складывается впечатление, что Нина никогда не устает, может работать с утра до вечера в зале или станцевать спектакль, а потом часами говорить, общаться, охотно и интересно рассказывать┘ После родов она добилась почти невозможного ≈ восстановила блестящую творческую форму. Мы даже не заметили, как это произошло. На днях я была у Нины в гостях, и она показывала мне очень красивые и ценные старинные книги ≈ у них с мужем великолепная библиотека, которую они уже довольно долгое время собирают. В ней собраны поистине уникальные
издания┘ Еще один интерес Нины ≈ это старинные открытки,
в том числе балетные, запечатлевшие образы Матильды Кшесинской, Анны Павловой┘ Нина ≈ очень близкий мне человек, вместе мы проводим довольно много времени. А иногда ходим в баню
в старом районе Тбилиси ≈ чтобы расслабиться.