≈ Наверное, вы единственный человек, кому удалось попрыгать на спине у Константина Аркадьевича (в спектакле «Ричард III»). Как вы себя там чувствуете?
≈ Нормально себя чувствую.
≈ А Константин Аркадьевич?
≈ Терпит.
≈ Кто для вас авторитет?
≈ Наверное, Юрий Николаевич Бутусов. Коллеги. Папа мой. Он в Америке. Я посылал ему свои спектакли в записи. Думаю, если бы он смотрел живьем, я бы очень волновался.
≈ Вас не огорчает, что в театре у вас в основном вторые роли?
≈ Нет. Я очень хорошо себя чувствую на вторых ролях.
≈ Но вы выпускаете второй моноспектакль за сезон. Моноспектакль обычно возникает, когда актер чувствует себя нереализованным.
≈ Я не думал об этом.
≈ Ваш «1900» выходит сразу после премьеры с Олегом Меньшиковым. Не страшно ли?
≈ Страшно, конечно. Но не потому, что есть спектакль с Меньшиковым. Просто страшно. Любой спектакль ≈ страшно.
≈ К тому же в моноспектакле не за кого спрятаться.
≈ Жуть!
≈ И что вы делаете?
≈ Борюсь со страхом. Из-за этого всё и придумано. Мы взяли эту вещь, чтобы победить себя. Я вообще трус большой. Все ≈ через преодоление. Иногда получается побороть страх, перевести его во что-то. Иногда нет.
≈ А какая работа была для вас самой сложной?
≈ У меня ничего не получается легко.
≈ Что вы делаете, когда не получается?
≈ Постоянно не получается! Я постоянно об этом думаю, живу. Все постепенно оседает внутри. И прорастает. Потихоньку. Или не прорастает. «Ужас ≈ ничего не получается» у меня бывает через день. С этим надо примириться. Не может же все так сразу получаться!
≈ Но можно уйти от некомфортной ситуации.
≈ Почему уйти? Можно отложить, подойти с другого конца. Опять попытаться. Ну и что, что некомфортно? Это же работа. Ничего страшного. Ведь так и в жизни.
≈ А есть работа, которой вы были довольны?
≈ Что значит доволен? Лучше поаплодировали? Я бываю доволен какими-то маленькими кусочками, отрывочками. Остальное ≈ здесь не очень, здесь чуть получше, а сегодня вообще не было ничего живого, ничего интересного.
≈ Ваш герой 1900-й будет сумасшедшим?
≈ Нет, он не будет сумасшедшим. Он будет, наверное, таким, как я. Он живет тем, что происходит вокруг. Пусть он никогда не видел мира. «В течение двадцати семи лет мир проникал на этот корабль, и двадцать семь лет он на этом корабле следил за ним. И крал у него душу. В этом он был гением, ничего не скажешь. Он умел слушать. И умел читать. Знаки, которые люди несут на себе: места, звуки, запахи, их землю, их историю... Все запечатленное на них. Каждый день он добавлял маленький кусочек к этой огромной карте, которую рисовал в голове, грандиозной карте мира┘»
≈ Вы ответили себе на вопрос, как он научился играть на рояле?
≈ Чудо. Сел за рояль и заиграл. Мне кажется, так и должно было быть.
≈ В «Ричарде» вы играете очень разных персонажей. От подростка до почти старика...
≈ Он даже не подросток. Он мальчишка. Ему семь лет. Я такой и есть. Я прыгаю с подушками, отрываюсь, получаю удовольствие.
≈ А через минуту вы выходите в роли чопорного взрослого. Что вы делаете за сценой, чтобы выйти другим персонажем?
≈ Переодеваюсь. Времени подумать нет. Все очень быстро... Это всё время я. Насколько я чувствую персонаж, настолько он мне удается.
≈ А 1900-й?
≈ Про 1900-го я боюсь говорить какие-то конкретные вещи. Я сам очень плохо в них разбираюсь. И режиссер мой ставит моноспектакль впервые. Мы с ним вместе и плывем.
Есть схема. Ритмовая, мезансценическая, будет световая. И в этой схеме надо как-то барахтаться. Теории точно никакой нет. Огромный объем текста, много нюансов. Переходов. Я не могу уловить баланса. На репетиции появляется новый человек, и меня это так сильно сбивает. Я нахожу равновесие только к середине. Каждый человек, который сидит в зале, на меня воздействует.
≈ Караул!
≈ Вы и представить себе не можете. Наверное, у меня с техникой слабовато. Если бы было хорошо, может, меньше бы уставал... Может, годам к семидесяти у меня что-то получится. Но если бы я мог сыграть всё, было бы неинтересно.
≈ Почему?!
≈ Можешь ≈ ну играй.
≈ Хорошо, востребован.
≈ Востребованность не всегда хорошо. Надо подумать, посидеть, почитать, посмотреть телевизор. Очень нужны какие-то паузы. У меня эти паузы пока не получаются.
≈ Были ли у вас провалы?
≈ Ну, бывает, партнеры что-то забывают. Но это ≈ класс. Самое интересное, что есть на сцене. Сразу что-то живое.
≈ Вы можете вспомнить какой-нибудь крупный?
≈ Нет. Все какие-то блохи. Я серый, скучный человек, и ничего со мной не случается.
≈ А что вас заражает?
≈ Меня заражают хорошие спектакли. Хорошие работы. Их много. Да всё, что угодно. Просто общение с людьми. Говоришь с кем-нибудь и вдруг понимаешь, а может быть, так попробовать? А бывает, просто журнал откроешь. А там рекламируют кроссовки. Сразу жить хочется. Сразу думаешь как-то ярко. Вот я купил себе кроссовки и радуюсь.
≈ Когда вам нужно что-то сыграть, что вы делаете?
≈ Очень сложно. Я немножко со стороны представляю, как этот человек, которого я играю, отреагировал бы. Я смотрю на него сверху. И думаю о том, что должно случиться, чтобы он заплакал. И он плачет. Конечно, я в чем-то лукавлю. В чем-то я все-таки уверен. Кое-что могу. Но... в чем ты можешь быть уверен?