Ливерпуль, Галерея Тейт, по 31 августа 2008 года
Отмечая 2008-й в статусе европейской культурной столицы, Ливерпуль ≈ точнее, ливерпульская галерея Тейт ≈ открывает наиболее масштабную из проходивших в Великобритании выставку Густава Климта. В фокусе прежде всего, разумеется, Климт, основатель и лицо Венского Сецессиона: живопись и графика всех этапов его творчества. Однако параллельно зрителя также знакомят с деятельностью другого приверженца Сецессиона, архитектора, дизайнера и просто приятеля Климта Йозефа Хофмана.
Обозначенная в названии «венская жизнь 1900-х» ≈ это такие персонажи, как Зигмунд Фрейд, Отто Вагнер, Густав Малер и Арнольд Шенберг. В атмосфере разлиты театр и музыка, аристократическая строгость и одновременно настойчиво пробивающийся в психике и в искусстве эротизм. В итоге ≈ зародившийся в этом питательном бульоне в 1897-м и развивавшийся в нулевых годах XX века модерн ≈ Венский Сецессион. Он в соответствии со своим названием провозглашал отказ от академизма и стремился к красоте как к способу жить. В варианте Густава Климта это то фотографически ясно выписанные, то почти абстрактные модели, то изображения Юдифи, Саломеи и Данаи, то олицетворения Любви и Музыки, то именные портреты┘ Но кто бы ни был представлен ≈ навеянная золотыми мозаиками Равенны «Золотая Адель» («Портрет Адели Блох-Бауэр») или вдохновленный Девятой симфонией в вагнеровской трактовке «Бетховенский фриз», ≈ всегда видна узнаваемая, типично климтовская femme fatale. У него был свой имидж гения и своя марка. И то, и другое провоцировали скандалы и были очень востребованы. А рядом с Климтом Йозеф Хофман, автор модернового, но ищущего рациональность знаменитого дворца Стокле в Брюсселе, австрийского павильона на Венецианской биеннале и много чего еще.
Так вместе с Сецессионом искусство, с одной стороны, искало способы диктовать свои правила жизни ≈ от архитектуры и живописи до дизайна одежды, мебели и декоративных предметов быта. С другой стороны, этот стиль быстро стал продуктом, хорошо продававшимся и знавшим себе цену.