≈ Чему главному в профессии вас научили?
≈ Полностью выкладываться в работе. Все студенческие годы во ВГИКе мы работали без выходных, с утра до вечера, порой и ночевали в институте. Даже шутили по поводу «бациллы Тараторкина». Еще шутили, что студенчество ≈ это четыре «черных» года. Это был каторжный труд. Нас учили, что на сцене надо не смотреть, а видеть. Не слушать, а слышать. Простые истины. Но где-то на третьем курсе они стали реальностью. Я их открыла, как первооткрыватель. Удивилась. А ведь мне давно это внушали педагоги.
До четвертого курса я металась в поисках своего амплуа. Мне казалось, что если у актера нет амплуа, то он словно бы не нашел своей ниши. Я нервничала. В студенческих спектаклях я играла Элизу Дулиттл, Полечку из рассказа «Мадрид» Бунина, Веру, такую экстравагантную особу из рассказа Набокова «Событие», еще главную роль в «Безумной из Шайо». Я играла такие разные роли и не могла понять: с каким репертуаром мне надо показываться в театры? Лишь намного позже я поняла, что для актера это счастье, когда он может играть разные роли, не зашориваясь.
Вообще вся прелесть обучения профессии состояла в том, что наши огорчения на студенческой скамье на самом деле были признаками удачи, счастья. Я помню случай, когда мы взмолились, чтобы не играть спектакль каждый день. Каково же было наше удивление, когда педагоги сказали: «Вы будете вспоминать о такой изнурительной работе как о счастье. Будете ли вы так востребованы в профессии, чтобы падать от усталости?» Действительно, эта истина открылась намного позже.
Я надолго запомнила один урок. Нельзя отказываться от предложенной роли ни при каких обстоятельствах. Даже если это роль-испытание. Может быть, особенно по этой причине. Например, я была возмущена предложением на первом курсе сыграть малолетнюю проститутку в рассказе Бунина. Я восприняла это как личное оскорбление. Однако преодолела себя. Оказывается, педагоги дали мне эту роль потому, что я была очень скромной и даже зажатой девочкой 16 лет. Я приехала из Грузии и сразу попала в столицу, в театральную богему, и растерялась в непривычной среде. Этот урок очень важен. Профессиональный актер всегда преодолеет свои страхи и комплексы.
≈ Были испытания на грани отчаяния?
≈ Я столкнулась с серьезной проблемой грузинского акцента. Педагог по речи уже махнул на меня рукой. Я каждый вечер рыдала. Меня так напугали моей будущей профнепригодностью, что я за год избавилась от акцента навсегда. В вопросах профессионализма не может быть компромисса.
≈ Педагоги любят пугать мрачными перспективами. Такое было?
≈ Это жестокая профессия, и эти маячки нам давали в вузе. Приучали к мысли, что после взлета может быть забвение. К мысли, что больные артисты никому не нужны.
≈ Чему вас не смогли научить на студенческой скамье?
≈ Как ни странно, нас не учили работать с кинокамерой. Зато было озвучание. Кино мы изучали больше в теории.
≈ Чему бы сейчас хотели научиться?
≈ Бить степ. Еще подтянуть хореографию и вокал. А так всему научили. Помню, был даже факультатив по верховой езде, основы фехтования. Сейчас я чему-то учусь для роли. Начались репетиции «Алых парусов», и мне надо заняться вокалом. Кстати, кроме главной роли я попросила поработать в массовке Волнами и Ветром. Это так здорово!
≈ Любимые педагоги были?
≈ Александр Назаров, Владимир Поглазов. Они так много требовали от нас. Таких суровых педагогов можно было бы невзлюбить, а мы им благодарны. Они требовали, верили в нас. За это огромное спасибо.
≈ Были нелюбимые предметы?
≈ Был нулевой урок – просмотр кино, в 8.30. Особенно трудно было настроиться на немое кино. Когда включали свет, я злилась на себя, что в очередной раз проспала великий фильм.
≈ Какой вуз вы посоветуете выбрать юноше, обдумывающему житье? Или девушке?
≈ Сейчас скорее есть репутация мастеров, а не школ.
≈ Ваши советы поступающим?
≈ Когда вас просят: а не могли бы вы спеть, сыграть на скрипке, встать на уши и т.д., надо отвечать «да»! И уже потом решать задачу. Главное при поступлении ≈ бесстрашие. Надо поставить себя в тупиковую ситуацию. Попытаться. Тогда все становится очевидным для комиссии ≈ нестандартное мышление, темперамент, желание быть на сцене и много чего другого.
≈ Что лучше читать?
≈ Принципиально важно читать очень разный материал. Я читала «Орхидею» Северянина, Неточку Незванову Достоевского, «Из дневника одной девицы» Чехова и, конечно, басни.
≈ Некоторые считают, что не надо готовиться к поступлению. Важна спонтанность.
≈ Я готовилась. Уже за год, за полгода я прорывалась на все консультации в вузы. Хитрыми способами проникала на экзамены по речи у студентов, на их чтецкие конкурсы. Я слушала и понимала прописные истины ≈ что такое развитие в отрывке, кульминация. Я училась.
≈ Вы отличаете выпускников того или иного вуза?
≈ Щукинцы очень озадачены внешней формой роли. Это не хорошо и не плохо. Это так. Хотя┘ наверное, это правильная позиция. Походка, пластика, жест ≈ все очень важно.