Московский музей современного искусства, с 13 мая по 15 июня 2008 года
В России будет представлена первая большая ретроспектива творчества Пригова, охватывающая разные периоды. Первая и посмертная. Дмитрий Александрович (ну или Алексаныч, но обязательно с отчеством ≈ это один из непременных элементов имиджа) вышел в свое время из Строгановки скульптором. Что никак его не удержало (и хорошо, что не удержало) от литературных экспериментов: зашкаливающее за 40 тысяч количество стихов (количество, премированное записью в Книге рекордов Гиннесса), романы и повести. Декламация и опера (как синтез музыкально-поэтических усилий), художественные работы на бумаге, перформансы и инсталляции (в том числе те нереализованные, что теперь обретут, наконец, жизнь не только в эскизах, но и в объеме). Из собрания семьи и частных коллекций. Куратор ≈ один из самых известных сегодня проводников современного искусства Екатерина Деготь. Ценно вдвойне.
Будет каталог. Пригову, одному из основателей «московского романтического концептуализма», как-то очень естественно посвятить концептуальную книгу: она истоньшается по ходу чтения. Исчезает не только количество страниц, но и их толщина ≈ от «лощеных» альбомных листов до бросовых газетных.
Как и полагалось в нашей стране многим поэтам, Пригов, начавший писать стихи еще в 56-м, здесь стал печататься лишь в 80-е. В 80-е же власть упекла его в психиатрическую клинику после одного из уличных перформансов ≈ записок-воззваний. Вызволили благодаря вмешательству творческих людей. В заглавие экспозиции тоже вынесено воззвание ≈ один из главных его жанров и одновременно обращение организаторов, ≈ чтобы не остаться равнодушными перед этой «пост-фактум» поющейся «одой». «Одой», призванной поразить зрителя многообразием и количеством созданного. Чтобы проследить процесс превращения играючи созданного развлечения в искусство.