Брюссель, Королевский музей изящных искусств, с 16 мая по 21 сентября 2008 года
Около 50 произведений на родную тему. Родную для современной Бельгии: фламандские примитивы XV ≈ начала XVI веков (Ханс Мемлинг, Квентин Массейс, Ян Госсарт...), Брейгель Старший, наконец, Рубенс и ван Дейк. Приехали погостить из эдинбургского дворца Холируд, где размещается Королевская коллекция (The Royal Collection Trust), чтобы затем навестить лондонский Букингемский дворец.
Королевская коллекция известна количеством и качеством (приятное сочетание) произведений Рубенса и ван Дейка, некогда работавших при английском дворе фламандцев. Царствовавший в то время Чарльз I (1600≈1649) обладал репутацией знатока и заложил основу нынешнего авторитетного собрания, в том числе приобрел рубенсовский эскиз к «Успению Богоматери», выполненный для монументального полотна, хранящегося сейчас в брюссельском музее. Поэтому выставка ≈ удобная возможность для сопоставления обеих работ. Кроме того, к хорошему собранию Брейгеля в Брюсселе прибавятся работы из Великобритании: и помимо своей «Переписи в Вифлееме» покажут, например, привезенное «Избиение младенцев». И опять библейские сюжеты, по-брейгелевски занесенные снегом. Хронологический охват экспозиции ≈ с конца XV века и вплоть до 1648 года, когда закончилась война с Испанией, и Нидерланды добились независимости, Фландрия же, Брабант и Валлония остались за испанцами.
В общем, родное бельгийское (см. также фламандское, нидерландское) искусство, рассыпанное в этой небольшой стране по многочисленным соборам маленьких городов, заглянувшее в крестьянский быт (со всевозможными кермесами) и заявившее о себе также в портретах, славящееся своим вниманием к колориту и деталям. На новой выставке оно покажет себя в несколько ином свете: генетически свои, но давно обосновавшиеся в Англии работы добавят в исконную речь легкий английский акцент┘