Мадрид, Музей Прадо, с 15 апреля по 13 июля 2008 года
Двухсотлетнюю годовщину нашествия французов и начала испанской войны за независимость, увековеченные в искусстве ужасы Прадо встречает выставкой Франсиско Гойи, заявленной как главное музейное событие весны. В Мадриде покажут работы позднего периода творчества художника ≈ с 1790-х по 1819 год (дата создания его последней «общественной» картины ≈ «Последнее причастие Сан Хосе де Каласанса»).
Придворный живописец Карлоса IV, он презирал короля, но ужаснулся бесчинствам войны, принесенным французами. И создал одни из первых исторических картин на современный сюжет: «Восстание Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Именно эти произведения находятся в центре внимания настоящей экспозиции. Лишенная торжественной величавости исторического полотна, почти эскизная манера письма кажется более объективной для отражения событий войны. В то же время зритель увидит знаменитый «Портрет Карлоса IV с семьей», где за традиционной парадной схемой прочитывается не почтение, а скорее равнодушие или даже усмешка. Среди широко известных произведений Гойи будут выставлены и «Капричос», офорты с комментариями на тему абсурдности порядков и нравов вокруг. Про эту серию Бодлер писал, что «большая заслуга Гойи заключается в правдоподобии созданного им чудовищного мира┘ Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. Все эти искривленные фигуры, эти зверские лица, эти дьявольские гримасы пронизаны человечностью».
Одна из задач выставки ≈ внимательнее проследить взаимосвязь жизни Гойи тех лет и созданных им идей и образов. В тот период он перенес две тяжелые болезни и потерял слух. Изменилась и его художественная манера ≈ вместо колористической утонченности появилась контрастность, подчас нарочитая резкость как выражение большей свободы. В итоге же Гойя связал классическое искусство прошлого с новым искусством XIX века: Эль Греко, Веласкеса и Рембрандта с Жерико, Делакруа и Домье.