«Женитьба», Александринский театр.
По России прокатилась эпидемия гоголевских «Женитьб». В последнее время матримониальные планы занимают и Александринский театр. Видно, сюжет выбора актуален всегда. Петербург уже видел спектакль (премьера состоялась 19 января), в апреле в рамках фестиваля «Золотая маска» новую «Женитьбу» увидит и Москва.
Художественный руководитель Александринки к Гоголю явно пристрастен. Похоже, Валерий Фокин вслед за Мейерхольдом, которого считает учителем, намерен поставить всего Гоголя. Уже были «Нумер гостиницы города N», «Ревизор», «Шинель», не говоря о телеспектаклях. На сей раз очередь дошла и до «Женитьбы».
Вроде пьеса играная-переиграная. Но, судя по дошедшим рецензиям, Валерий Фокин умудрился поставить так, как будто до него не было ни одной трактовки. «Женитьба» Александринского театра подчеркнуто современна. В центре ≈ вечно актуальная в России тема ≈ конфликт общества и личности. Главные герои безуспешно пытаются сохранить свой личный мир, в то время как их втягивают в балаганный аттракцион. В качестве аттракциона на сей раз каток (страна привыкла смотреть по субботам звездные страсти на катке, ироничный Фокин предлагает продолжение). Кочкарев же (счастливое приобретение Александринского театра, ученик Владислава Пази ≈ Дмитрий Лысенков) ≈ типичный черт, что путает карты исключительно ради власти над людьми. При всей глубине поднимаемых в спектакле тем логика постановки чуть ли не цирковая. Тут и коньки, и полеты под колосниками, и сани в натуральную величину, и обнаженные торсы женихов в эротических фантазиях невесты.