≈ Недавно по телевизору шел фильм с вашим участием. И по ходу возникла мысль о том, что сегодняшнее время довольно быстро перебрасывает актеров с одного положения на другое. Речь о возрасте. Лет 20 тому назад не было такой спешки: можно было долго играть сперва Джульетту, потом еще 10 лет готовиться к переходу в средний возраст...
≈ В данном случае мне показалось, что история написана в духе добрых советских комедий. Мне понравился словесный пинг-понг, который ведут на экране герои. И сам сценарий очень напоминал театральную пьесу. Поэтому мне было очень интересно побывать как бы в другом жанре и сыграть персонажа любимых комедий, на которых я выросла. Это был своеобразный риск из-за слишком сжатых сроков производства подобных «телемувиков», но... кто не рискует...
≈ А есть градация: телевидение дает больше, театр меньше?
≈ Раньше телевизионный фильм был событием. И роль в телефильме могла быть событием. Сейчас, если это только не историческая личность или персонаж классического произведения, это не событие. Что касается театра ≈ с ним закрутился целый роман. Я к нему ≈ он от меня, он ко мне ≈ я от него. Из чего я делаю вывод ≈ что-то не случается в моей душе. Я готова на любой эксперимент, но он должен быть стоящим. Мне ведь и то, и это хочется, я ≈ жадная. Но... при этом при всем театра у меня и нет. Да, поступают антрепризные предложения┘ Но это же не значит, что я должна сразу соглашаться? Раз у меня такой длительный роман, надо надеяться, верить и ждать!
≈ Если есть такое понятие «лицо поколения», то можно сказать, что Алёна Бабенко ≈ одно из них. Если с этим согласиться, то ≈ что ему свойственно как персонажу женского рода, какие качества?
≈ Моим героиням свойственна, наверное, одинокость. Какой-то свой взгляд, трагедия внутренняя... Я знаю точно, что в моих героинях нет современного желания вырваться вперед. Знамя победителя ≈ качество современного человека: надо где-то победить, всенепременно где-то выстрелить. Видно, это от испуга, от страха не потеряться в общей массе информационного поля, потому что очень много всего и всех. В моих героинях этого нет и во мне этого нет. В этом мы схожи. Например, если какая-то неблагоприятная атмосфера на съемочной площадке и вдруг сложилась конфликтная ситуация, я не буду доказывать ≈ «нет, я прорвусь, я сейчас что-нибудь сделаю», скорей всего у меня роль не получится, загаснет и вообще умрет, в атмосфере борьбы и доказательства я не умею существовать. Я ≈ лирическая героиня... Хотя у меня была маленькая роль в «Золотом теленке», где я играла секретаршу, но я ее придумала в этих очочках черных, с этими яркими губами, острую.
≈ Лирический герой или героиня лучше всего выражает время, он естественнее, поэтому ближе к проживаемому времени. Раньше спрашивали в интервью: «Что вы больше всего хотите?», и каждый актер должен был сказать: «Хочу сыграть нашего современника, строителя коммунизма». Что отличает нашу современницу помимо того, что она рвется в лидеры?
≈ Очевидный факт, что эта женщина независима, она деловая, умеющая всеми заправлять, управлять, в том числе и мужчинами, как правило, из-за этого она одинокая. Такой стереотип рисую ≈ женщин, которые мне попадаются, в любых областях, в каких бы они ни работали. Женщина интересная, ухоженная, образованная, чрезвычайно общительная┘
≈ А место мужчины в ее жизни?
≈ Место это непонятно, потому что она вынуждена быть сильной. Я мало встречаю женщин, которые бы по-настоящему страдали оттого, что у них нет мужчины в жизни. Вот в чем ужас! Они осознают, что их нет, живут в надежде, что кого-то встретят. Но не теряются. Женщина способна справляться со всем, что ей дает жизнь. Если нет мужчины, то сейчас я в интернет войду, наберу какой-то сайт, повешу объявление и, возможно, там встречу┘ Женщины, не теряющие надежды, на самом деле очень далеки от комплексов. Более юные ≈ прагматичные женщины. Очень мало женщин ранимых, чувствительных... нет, не так... женщин, которые бы не стеснялись обнаружить эти чудные, абсолютно женские качества. В глазах нет тех беззащитности и растерянности, которые были характерны для актрис, игравших в кино прежде, и было безумно жалко их героинь, и было желание их сберечь, защитить. Слезы и эмоции те же, но она не пропадет – эта женщина.
≈ Какое качество, которое есть в тебе, ты хотела бы, чтобы было в твоей героине?
≈ Могу рассказать о конкретном случае. Я предложила режиссеру вариант, чтобы моя героиня была легкомысленной, за что, на мой взгляд, она и расплатилась в конце истории... Она умерла.
≈ Мне кажется, смерть героини – это более трагическая ситуация, чем смерть героя? Герой должен умереть, а героине необязательно...
≈ В той истории в результате и герой умирает, и героиня. Одно ≈ следствие другого.
≈ Одна из главных проблем в сегодняшнем кино ≈ не отсутствие сценаристов, а создание историй умозрительных, копированных, не живых. Я недавно слышал такую точку зрения: бесконечные обращения к классике сегодня продиктованы не только тем, что там знакомые истории, но и тем, что там эти истории есть.
≈ Не только история. Есть язык, отношения, чувства. Человек это писал. Мне предложили сыграть в сериале «Юнкера» роль Шурочки из повести Куприна «Поединок». Ты читаешь и начинаешь дышать ≈ такую энергию дает тебе материал. Ты готов расцеловать автора в пятки!
≈ Неотъемлемая часть сегодняшней жизни актера ≈ светская жизнь. Самая страшная история ≈ с Абдуловым. Он первый начал бороться с желтой прессой. И в конце концов стал ее жертвой. За три дня до его смерти ночью в больничную палату вошел человек в белом халате и начал фотографировать его во сне... С одной стороны, конечно, актер не хочет, чтобы вмешивались в его частную жизнь. С другой стороны, большая часть людей за счет этого живет. Одна из шумных историй последних лет: выйдет ли Алёна Бабенко за Женю Миронова или нет? И ≈ я прошу прощения за этот вопрос ≈ вы играли в эту игру или нет?
≈ Я не играла ни в какую игру. Об этом писать не надо вообще. Слава богу, что это закончилось. Были звонки с дурацкими вопросами, в самые неподходящие моменты. Я ничего не понимала. Я не понимала, как в нашей стране пойти и подать в суд. Ведь в нашей стране они еще больше наживутся на истории с судом. Я думаю, сейчас все равно будет подниматься вопрос, может, на государственном уровне. Это же не наше всё. Давайте выпустим газеты: эта новость с пометкой желтый квадратик, это ≈ красный треугольничек, это ≈ зеленый кружок. И все люди знают: здесь ≈ вранье, здесь ≈ придуманные истории, здесь ≈ правда. Любит у нас народ читать. Пусть читают, но пусть знают: вот газета, там врут, пишут просто так. Мне говорят: зрителям интересно знать про артистов все. И «Московский комсомолец» пишет о нас с Сергеем Безруковым, когда мы снимались в картине «Карнавальная ночь-2», нащелкали какие-то невнятные фотографии, дальше написали, что у нас какие-то отношения. Но дальше приписали: «А может быть, все это нам показалось». Какой интересный ход: в принципе ничего оскорбительного не написали. В этом нет настойчивого желания, чтобы это было правдой. Мы все любим кого-то обсуждать. Есть немного у каждого. Но когда оскорбительно, претендуя на абсолютную правду, обижая всех родственников, делая всем плохо...
≈ А тебе про прошлое интересно было бы играть?
≈ Марину Мнишек, можно и какую-нибудь актрису. Можно Парашу Жемчугову. Должны быть какие-то совпадения ≈ не столько внешние, сколько внутренние.
≈ То есть убийцу не стала бы играть?
≈ Ну что такое убийца? Раскопать мотивы человека, судьбу. Ты видел «Жанну Д' Арк» Люка Бессона? Ведь надо было придумать эту историю. Может, у нее действительно было раздвоение личности. Ты же не знаешь. Бессон предположил, что могло двигать этой женщиной, что она помчалась куда-то сражаться. Он раскрутил эту историю. Я очень люблю фильмы, в которых раскрываются личность, человеческие привязанности, мотивы. Это версия, режиссерский взгляд. И версия не простая: не потому что она была страшно закомплексованная, ее не любили мальчики. И решила доказать всему миру, что чего-то стоит.
≈ Тоже версия.
≈ А он взял другую: она красива.
≈ Потому что он ее любил в тот момент, а при расставании мог бы взять и другую ≈ про комплексы.
≈ Мой любимый фильм, после которого я полюбила кинематограф, ≈ фильм «О тебе» Нахапетова. Родилась девочка, которая не умела разговаривать. Она почему-то пела. Такая особенная девочка. Эта история мне очень запомнилась.
≈ Ты готова к роли Жанны Д' Арк?
≈ Ой, нет! Это был бы ужас. Я не умею ездить на лошади. Я боюсь лошадей. Ну, вот у Толстого есть рассказ «Гадюка», разве не интересный характер? Она революционерка. Жила в коммуналке, с тяжелым характером и тяжелым взглядом. А внутри-то она, наверное, была очень беззащитной и слабой.
≈ Мне кажется, каждый мужчина-актер мечтает сыграть женскую роль...
≈ Я бы с удовольствием сыграла мужскую роль. Мне, например, нравится Джимми из пьесы Осборна «Оглянись во гневе». Джимми ≈ неуемный парень, кричит. Возмущается. При этом прекраснейший человек.