Все современные серьезные специалисты, которые занимаются ранней историей человечества, убеждены в том, что никакого матриархата не было, что это лишь кабинетная фантазия ученых XIX века. Время, когда возникало человечество ≈ ключевой момент для понимания психологии людей, ≈ это было время похолодания, когда на смену тропическим лесам пришли саванны. И если раньше у обезьян был корм, стоило только протянуть лапу, то первым людям пришлось добывать его в поте лица. Нужно было жить в коллективе, для чего требовалась предельно жесткая иерархия. Эта иерархия очень проста: один большой волосатый самец и гарем с самкой и детенышами. Есть так называемые отсталые племена в некоторых местах лесной зоны тропической Африки или юго-восточной Азии, находËвшиеся еще в XIX веке на уровне каменного века, у которых женщины в большинстве случаев доминировали. Но таких племен известно всего два-три, причем эти племена не воинственные, а зависимые от соседних. То есть доминирующее положение женщин в данном случае не представляло опасности для коллектива, поскольку перед этим коллективом никогда не стояла проблема выживания ≈ их защищали более сильные племена с патриархальными нормами.
Изучение женщин-воительниц у кочевников евразийских степей приводит, к сожалению, к неутешительным выводам. Помимо того что труд женщин преобладал в домашнем хозяйстве, у кочевников была еще и дополнительная их эксплуатация во время больших войн. Более того, женщина не могла устроить свою личную жизнь до тех пор, пока в открытом бою перед строем воинов не убьет трех более сильных врагов-мужчин. Многие не могли сделать этого всю жизнь и оставались одинокими. Есть могилы скифских женщин 60-летнего возраста, у которых находят оружие.
Если матриархата никогда не существовало, то были в древности государства (особенно в периоды их процветания), где сами мужчины соглашались предоставлять женщинам права. Самый яркий пример ≈ Римская империя, где мужчины считали, что женщинам нужно давать образование, что им нужно заниматься политикой. Женщина могла посещать места общественных развлечений, пользоваться частью гражданских прав. Это была добровольная (но постепенная) уступка со стороны мужчин. Не секрет, что на ранних этапах развития общества все послабления для женской части общества делались с согласия «сильного пола». Скажем, вопреки всем предрассудкам о роли женщины в исламе, впервые идея ее равноправия в политической и гражданской жизни высказана одним из мусульманских философов XIV века Ибн-Хальдуном.
Учтем, что бывают объявленные и реальные ценности. В том же мусульманском Египте по нормам шариата женщина обладала минимумом прав. Однако, по воспоминаниям одного британского специалиста по исламу XIX века, который знал арабский и был вхож в богатые семьи Каира, женщины находили возможности реализовывать свои права неофициально. Известно, что многие мужья в семьях Каира регулярно избивались своими более сильными женами. Последнее просто никак не придавалось гласности, поскольку быть избитым женщиной считалось несмываемым позором для мужчины.
Случаи, где общество было открыто женщинам, но в которых мужчины сохраняли благородство, возможны в тех культурах, где сама жизнь общества оценивалась более трезво и цинично. Это римляне с их склонностью к гедонизму и рассудочностью. Это Китай. В чем выражалась открытость? В стиле общения, в правилах любовной игры, церемониалах в семье. Если в Греции мужчина шел в гости один или с проституткой (или с мальчиком-рабом) , то в Риме ≈ со своей женой и детьми.
Современное общество еще не готово к консенсусу полов. Даже самые жесткие феминистки в США на выборах голосуют за мужчин, потому что они внутренне, психологически не свободны. Задача ≈ их освобождение.
Можно обозначить этапы прогресса: первый ≈ признание желательности образования для женщин-горожанок, что произошло в двух социальных слоях. Раньше всего у аристократии в Египте, в Месопотамии. Это же касалось проституток высшего ранга в Греции, Риме, Китае, Японии. Следующий этап ≈ Средневековье, в котором резко стали интенсифицироваться торговые связи между странами. У многих народов купечество стало давать образование своим дочерям и женам, особенно если в семьях не было сыновей, а только дочери. Мужчина долго отсутствовал по торговым делам, а кто-то должен был принимать клиентов, вести бухгалтерию, помочь хозяину вести дела (слугам их доверяли далеко не всегда). Еще один важный этап ≈ развитие развлекательной культуры, прежде всего в эпоху барокко. Появляются салоны, балы, где женщина начинает играть едва ли не решаю˘ую роль. Наиболее образованные и требовательные мужчины осознали, что женская эмансипация выгодна, она обогащает досуговую сферу.
Мы живем в эпоху глобализации, где женщина получает больше прав, чем прежде. Как всегда, с любым улучшением мир что-то теряет. Утеря мужественности и женственности оказалась неотвратимой в условиях постиндустриального общества, когда и грубая сила, и женственность в чистом виде перестали котироваться.
Современный мужчина сдал позиции из-за лени и желания эксплуатировать женщин в дальнейшем. Поскольку физическая сила больше не требуется, так же как храбрость, социальная ответственность, то мужчины могут себе позволить последнего не иметь. Зато все это теперь должны иметь женщины, чтобы чего-либо добиться в жизни... Ныне изменился ход войн. Война превратилась в нажатие кнопок, перечисление денег и т.д. И это тоже влияет на эволюцию мужчин. Из-за стрессов изменилась и сексуальность мужчин. По данным опросов, в среднем сегодня мужчина во многих крупных городах занимается сексом раз в 10–15 дней, то есть в 3–5 раз меньше, чем несколько веков назад. В прежние времена психологическая безопасность женщин во многих отношениях была гарантирована. Сейчас общество от подобных гарантий устранилось. Беда в том, что заметный прогресс положения женщины совпал с кризисом цивилизации. Женщины кинулись спасать гибнущую культуру. Однако выживут те общества, у которых модель семьи более традиционна или же будет основана на «новой» социальной ответственности.
По мнению палеонтологов и других специалистов по эволюции, за полтора-два миллиарда лет жизни на нашей планете около 99% видов живых существ погибло. Безусловно, и человек не застрахован от такого поворота событий, есть угроза существования Homo sapiens как преобладающему ныне виду. Исходя из жесткой логики природы, это не великая беда, но с этим не хочется соглашаться.