≈ Вы же по образованию сценарист. Продолжаете писать?
≈ Сейчас какое-то время не писала, потому что не умею делать одновременно сто дел. Главных дел.
≈ Сегодня все говорят о проблемах со сценариями┘
≈ Да, кстати, хороших сценариев категорически мало. Я бы сказала, их нет. Кризис идей существует везде.
≈ На Западе все-таки не сказать, что мало фильмов, снятых по хорошим сценариям.
≈ Может быть, потому, что, например, вся Америка пишет сценарии. Это у них как хобби. Нет-нет да и попадется светлая идея. Но в основном что там является основой для коммерческого фильма? Бестселлер. Или снимают блокбастеры совершенно дикие. Хорошие сценарии, как, например, «Вечное сияние страсти», ≈ это не коммерческое кино.
≈ Вы смотрели «Искупление»?
≈ Это кто, Звягинцев?
≈ Нет. У Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание».
≈ Вы знаете, у него такие многозначительные названия┘
≈ А каких режиссеров вы любите?
≈ Бунюэля, Билли Уайлдера┘ Боже, ну я и Дэвида Финчера очень люблю. Мне нравятся и братья Коэны. Являюсь фанатом Тима Бертона. Конечно, я люблю Альмодовара. При всем том, что режиссеров мало, их в общем достаточное количество.
≈ Мультики смотрите?
≈ Мне понравился «Невеста-труп» Тима Бертона. И еще «Рататуй».
≈ А театр?
≈ Вы знаете, это как вечная школа, возможность пробовать по-разному, не повторяться, не деградировать, хотя, не скрою, многие актеры годами играют одинаково... И вот есть люди, которые в тренажерных залах пытаются тренировать свое тело. Я считаю, что это такой чудовищный перекос в сторону тела, оболочки. Вот если бы они все с такой же силой работали над своим внутренним миром. Хоть читали бы так же регулярно ≈ не развлекательные книги.
≈ Ваш первый театральный опыт ≈ роль Раневской в МХТ имени Чехова. Что для вас значит этот театр и эта работа?
≈ Я люблю атмосферу Художественного театра. У меня маленькая гримерка, я сижу под двумя портретами Станиславского и Немировича-Данченко, потом репетиции, старой еще той школы мхатовской актер Кашпур ≈ бесконечно восхищена его работой, его отношением к роли, как он приходит заранее, я спрашиваю его то о Книппер-Чеховой, то об Алле Тарасовой. Видите, я полюбила этот театр и этот спектакль.
≈ Вы следите за кинофестивальной жизнью?
≈ Я только что была в жюри Роттердамского фестиваля. Меня, кстати, напугали китайские фильмы. Их было очень много в программе. И вот что меня ужаснуло: весь мир снимает о любви, а у китайцев есть что-то поважнее, но не любовь. И современный Пекин ≈ это уже не тот старый Пекин, а это небоскребы, и героини такие же, как во всех журналах мод ≈ худые, с длинными волосами, даже глаза не такие раскосые. Какая-то странная интонация в их фильмах, что я чуть-чуть даже испугалась. Брошенные старики, новые китайцы, все поют в караоке, и ничего о любви. Посмотрела, конечно (концентрируется, чтобы произнести правильное слово. ≈ )С(), «Изгнание». Конечно, это очень красиво, живописно. Очень западный фильм. В каком-то смысле он совсем не русский. Потрясающая операторская работа. Когда-то мы впервые стали работать с этим оператором, Мишей Кричманом. Но именно на пленке. Он же никогда не снимал на пленке и не учился во ВГИКе. Когда-то он у нас дебютировал в фильме «Небо. Самолет. Девушка». Тогда уже было понятно, что это замечательный оператор. Мне, например, понравился немецкий фильм «Жизнь других», он получил «Оскар» (в 2007 году в номинации «Лучший иностранный фильм». ≈ )С(). Я не могу сказать, что это коммерческое кино, и не скажу, что прям шедевр, но мне не скучно его смотреть, он держит меня в напряжении, а «Изгнание» я на каком-то определенном моменте начинаю просто терпеть, когда же он кончится, как мука.
≈ Кстати, в «Жизни других» есть любопытный сценарный ход: заявленный герой постепенно вытесняется антигероем.
≈ Все герои там любят, увлечены одной и той же женщиной, которую в результате авторы и «убивают». И никто особенно по ней не грустит ≈ такой «мужской» кинематограф ≈ во всем виновата женщина, глупая, и надо ее скорее наказать. Все вроде бы как из-за нее произошло ≈ и тут же они ее удачно порешили и разошлись каждый при своем. Антигерой получается более симпатичным, чем все диссиденты. Он главный там ≈ герой он.
≈ Он же агент «Штази», он «плохой».
≈ Не знаю┘ Я не делю на плохих и хороших. Это же не сказка. Мне не нравятся люди, которые хотят казаться или играют в добрых. Мне кажется, это большая игра. Люди, которые играют в добрых, они-то и есть самые главные злодеи.
≈ Ваши персонажи кажутся добрыми┘
≈ Они не пытаются выглядеть добрыми. Во всяком случае, я стараюсь это не изображать.
≈ Ну хорошая же девушка в фильме «Два в одном»...
≈ У вас патологические склонности, дорогая. Позитивная девушка? Хохочет, крадет, пьет и скрывается с места полупреступления.
≈ Вы не верите в систему ценностей?
≈ Да зачем она вам нужна, эта система ценностей? Вот просто мне интересно. Вы молодая женщина. Чего вы в нее вцепились, в эту систему?
≈ Всё просто. Мир не может существовать без правил. В религию тоже не верите?
≈ Нет, я верю. Слушайте, ну вот написаны же заповеди. Попробуйте хотя бы их не нарушать. Попробуйте ≈ и у вас будет ВОТ СТОЛЬКО заданий. Вот эти правила для меня важнее, чем какие-то общественные устои.
≈ Сегодня актеры стараются быть универсальными, уметь и сыграть, и спеть, и станцевать┘
≈ Я в данном случае вообще не стремлюсь быть артисткой и что-то играть. Про актерство со мной скучно говорить, потому что я ничего не ищу в этом. Я отношусь к этому как к испытанию либо дару. Но я не ставила себе в жизни таких задач ≈ сниматься. Лучше я сделаю что-то для себя. Напишу что-то, возьму актеров, и они сыграют мою историю.
≈ История вас интересует больше, чем форма?
≈ Мне кажется, нельзя разрывать. Так не бывает. По-настоящему, когда ты действительно в профессии, ты в себе это совмещаешь. Человек может четко мыслить, но при этом не иметь никакого представления о живописи, о кадре┘ Ну или элементарно у него все плохо одеты, ужасные декорации┘ Это же момент вкуса. Дурной вкус пролезет и в творчество. Имея дурной вкус, ты не можешь выбрать и точные лица.
≈ У вас врожденное чувство вкуса?
≈ Не знаю. Мне кажется, он воспитывался постепенно, но, конечно, что-то изначально заложено. Считаю, что так. Я всегда ходила в музеи. Если бы у меня была возможность, я бы переселилась в Петербург и посвятила какое-то время Эрмитажу. Один из самых лучших музеев мира. У меня были книги по живописи. Я обожала их листать. В детстве делаешь это бессмысленно, но учишься красоте на уровне глаза. Потом я шила ≈ сшивать тряпочку с тряпочкой, один цвет к другому цвету. Я даже шила себе какие-то юбки из кусочков. Как-то пыталась эстетизировать мир вокруг себя. Завораживало, когда я видела, как некоторые люди могут окружить себя такой красотой.
≈ Себя эстетизировали?
≈ Конечно. Да. Я себя комфортно чувствовала в определенных вещах. Видите, я до сих пор ношу маленькие черные платья и не одеваюсь в майки, как вы, например.
≈ Когда человек активно эстетизирует себя и пространство вокруг себя, он вступает в конфликт с окружающим миром.
≈ Почему? Нет. Ты украшаешь этот мир. Ведь гораздо приятней смотреть на хорошо одетого человека, чем на какую-то каракату. Правильно же? Мне кажется, ты, как красивое дерево, пытаешься украшать этот мир. У меня на самом деле все органично. То есть хотелось бы вообще не притворяться. Бывает, делаю над собой усилие, борясь с какими-то своими качествами.
≈ Вы матом ругаетесь?
≈ Практически нет. Только если доведут где-нибудь.
≈ Когда вы отказывались от предложений, что смущало?
≈ Очень часто думаешь, кому подарить свое время. Принимаешь участие в каких-то проектах и просто даришь часть своей жизни: сидишь на съемках, в монтажных. Я сейчас ушла с телевидения. Часть моего┘ даже не времени┘ Часть энергии уже возвращается ко мне. Все равно это какое-то тиражирование себя┘ Как будто из тебя выдирают куски.
≈ Вы и сценаристом были, и актрисой┘
≈ Вы знаете, это абсолютно насильственный путь. Я никогда не хотела быть актрисой, отказывалась сниматься, и в очень, между прочим, хороших проектах. Но рано или поздно, видите, я снялась у Киры Муратовой. Как же я могла ей отказать?.. Кира очень интересная. У нас были старушки на каких-то съемках. Одна из них йогой занималась, все время рассказывала, как она уксус пьет. В провинциальных городах там же моржи постоянно, уксус пьют, какие-то кружки «Поющие сердца». И эта старушка все время забывала слова и не туда шла. И вот Кира ей говорит: «Ну вот и йога вам не помогает. Зачем вам йога?»
≈ А себя вы старушкой представляете?
≈ Ой, не знаю. Что это будет? Что от меня сохранится? Может быть, профиль. В профиль меня могут узнавать. Мне не кажется, что я буду какая-то жирная старушка. Или какая-нибудь неопрятная. Ой┘ Только бы не сойти с ума. Вот этого не хочется. Или вот с такими губами некоторые ходят потом в стремлении омолодиться. Что они там режут себя? Как бы вот поаккуратнее это все сделать┘
≈ Ваш первый фильм был об актрисах-легендах, уже немолодых. Вы размышляли о старости?
≈ Старость ≈ ничего хорошего в ней нет, кто бы чего ни говорил. Надо к ней готовиться и встретить ее поблагородней.
≈ Один мой знакомый утверждает, что женщину начинают уважать и восхищаться ею, когда она чувствует себя богиней. Как вы считаете, он ошибается?
≈ Я никогда не чувствовала себя богиней. Это нужно быть совсем уже┘ такой в высшей степени зашкал.
≈ Все работы в кино, театре, на телевидении ≈ это предложения, от которых вы не могли отказаться. То есть вы никогда не были озабочены проблемой, как заработать денег на жизнь?
≈ А вы знаете, у меня все это скорее прикладывается. Они как-то приходят помимо┘ Это не самая главная мотивация. То есть я понимаю, что их надо зарабатывать, но они какими-то путями зарабатываются.
≈ В какие моменты вы получаете самый сильный кайф от работы?
≈ Мне и процесс приносит удовольствие иной раз. Результат от просмотренного. Вот я сейчас пересматриваю «Зеленый театр в Земфире», и мне просто нравится его смотреть.
≈ Вы долго над ним работали?
≈ Очень плотно ≈ начиная с прошлого лета. Значит, уже больше полугода. Мы сначала сняли его как концерт, а потом это переросло в большой музыкальный фильм. В нем не только концерт. Мы сняли монологи Земфиры в черном кабинете. Они получились очень неожиданными. Земфира наполняет тебя хорошей силой, какое-то могущество исходит от нее. А потом мы нашли уникальные съемки любительские. Там есть то, что Земфира никогда бы не сделала, если бы знала, что ее снимают на камеру. И это самые эмоциональные моменты. Я не знаю, выходили когда-нибудь на большой экран фильмы с подобными съемками. В нашей стране мы точно первые. Я искала их через интернет и даже объявила в титрах благодарность моим неизвестным операторам. Мы снимали сами на цифру, это все будет на цифровых экранах, у нас это почти не развито.
≈ Вам знакомо желание изменить существующее положение кино?
≈ Нет. У меня нет таких амбиций, чтобы я что-то там пыталась изменить. Я все-таки больше сосредоточена на себе. Может быть, чтобы украсить этот мир и что-то изменить, нужно начать самой это делать, а не диктовать, как другие должны это делать.
≈ Вы лучше работаете в состоянии конфликта или гармонии?
≈ Ой, я не люблю конфликты. Конечно, меня доводят на работе. А внутренние конфликты┘ Я ликвидирую причину. Я выплескиваюсь. А зачем мне это держать в себе? Я поэтому не могу, например, продолжать отношения, если нет любви, если нет взаимообмена, когда все на каких-то обманах. Если мне не хочется продолжать отношения, я не заставляю себя. Вообще это очень наказуемо ≈ быть не таким, какой ты есть. Когда «буду все равно терпеть» и «буду все равно хорошим». Не хочу я. Я вот такая, какая я есть. Если что-то не по мне, почему же я должна подделываться? Ради чего? Жизнь и так очень короткая.
≈ Какие у вас приоритеты в жизни?
≈ Сохранить себя. Нести себя, как какую-то идею, которую ты когда-то там сформулировал. Я всегда же говорю: смысла жизни ведь нет, его каждый сам себе назначает. Конечно, любить кого-то. Если ты не любишь, то ты вообще, мне кажется, не человек. Человек любящий, он и к другим добр. Это большая проблема человечества ≈ полюбить кого-то.
≈ Рената Литвинова была контактным ребенком?
≈ По-моему, очень. Могла и сама познакомиться. Да я и сейчас все время говорю: «Если тебе нравится человек, что ж ты не можешь пойти с ним познакомиться?» Подойти и сказать: «Пошли целоваться». Кто откажет?
≈ Вы снимались для журнала «Плейбой». Как вы относитесь к голому женскому телу и тому, как его используют реклама, СМИ, кино?..
≈ Есть безобразные фото, есть очень красивые. Мало талантливых фотографов.
≈ Я посмотрела «Чемоданы Тульса Люпера» Питера Гринуэя, где вы снимались┘
≈ И меня там нет. Да. Из этой части, где была я, он собирается сделать отдельный фильм. Я играла аристократку Констанцию. У меня была большая роль. И у меня была такая большая кровать. И вокруг меня бегали лошади. Какали страшно. Одна какая-то пристроилась к кровати. Положила голову и смотрит. Я думаю: «Господи, что она смотрит?» А я, главное, по пояс раздетая. И я думаю: «Может, это переселившаяся душа моей бабушки меня осуждает, что я тут голая лежу». Я говорю перед съемками: «Я родила ребенка. Чего меня снимать по пояс?» А он говорит: «И что там?» ≈ «Ну как что?» И меня повели на кастинг груди. Это был анекдот. Пошла я, Питер, Сара, наша гримерша, пошли проверять мою грудь. Сказали: «Нормально». Питер очень интересный. Он потом мне написал письмо красивое: «Как только я тебя увидел, я сразу понял, что ты моя Констанция».
Адольф Шапиро, театральный режиссер:
Мне с Литвиновой всегда весело, радостно. Нет в ней занудства театральных профи с их «чего я тут хочу?», «какая моя задача?», убивающих дух поэзии. Она свежо, непредвзято воспринимает жизнь, не стремясь занять в ней ни кресла прокурора, ни места адвоката. Она исключительно художественная личность. Поэтому я предпочту ее, как некоторые считают, неправильную игру худосочной органике или крепко слепленным образам иных мастеров. С ней интересно работать, на нее интересно смотреть, ибо она непредсказуема и настолько умна, что не стремится это подчеркивать и демонстрировать. В Ренате есть та особость, по которой, на мой вгляд, сегодня скучает сцена.
Александр Митта, кинорежиссер
Рената очень хорошо чувствует слово. Любой писатель мечтает, чтобы так актеры произносили его слова, как делает это Литвинова. В моем фильме «Граница. Таежный роман» у ее героини был текст «Я летаю. Я в раю». Для другой актрисы эта реплика была бы проходной. Но только не для Ренаты.
Сергей Дебижев, кинорежиссер
В моем новом фильме «Сезон дождей», который выйдет в прокат этим летом (на сайте www.film.ru дата премьеры 27 марта. ≈ )С(), Рената играет гения гламура, метафизическую, таинственную личность. Герой Серебрякова ≈ гламурный режиссер, а у него за спиной такой гений, который его ведет. Я писал эту роль специально для нее. Я считаю, что она сегодня единственная дива в полном смысле этого слова. Где бы Рената ни появлялась, вокруг нее сразу создается такое энергетическое облако, она как будто затягивает всех и вся в свое поле. Когда доходит до дела, она собирается и очень профессионально работает. Я знаю Ренату уже очень много лет, мы познакомились, когда она только окончила ВГИК. Этот образ Ренаты Литвиновой, который всем сегодня так хорошо знаком, формировался постепенно, она долго над ним работала сама, и его оформлению способствовали многие жизненные обстоятельства. Надо сказать, что немногие достигают такого совершенства в создании своего образа. Знаете, есть такое буддистское изречение: «Немногие добираются до противоположного берега. Многие суетятся на этом берегу». Рената из тех, кто до противоположного берега добрался.
Актёрские работы
Эпизод. «Две стрелы. Детектив каменного века» (1989), режиссер Алла Сурикова
Лилия. «Увлеченья» (1994), режиссер Кира Муратова
Офелия. «Три истории» (1997), режиссер Кира Муратова
Ведущая. «Нет смерти для меня» (2000, неигровой), режиссер Рената Литвинова
Альбина Ворон. «Граница. Таежный роман» (2000, телевизионный сериал), режиссер Александр Митта
Агент спецслужб. «Берлинский экспресс» (2001, телевизионный сериал), режиссер Равшан Откиров
Настасья. «Апрель» (2001), режиссер Константин Мурзенко
Лара. «Небо. Самолет. Девушка» (2002), режиссер Вера Сторожева
Лина. «Настройщик» (2004), режиссер Кира Муратова
Майор Туршева. «Диверсант» (2004, телевизионный сериал), режиссер Андрей Малюков
Фаина. «Богиня: как я полюбила» (2004), режиссер Рената Литвинова
Официантка, секретарь. «Жмурки» (2005), режиссер Алексей Балабанов
Ведущая. «Вокальные параллели» (2005), режиссер Рустам Хамдамов
Тата. «Мне не больно» (2006), режиссер Алексей Балабанов
Жена обнаженного мужчины. «Жесть» (2006), режиссер Денис Нейманд
Эпизод. «Девять месяцев» (2006), режиссер Резо Гигинейшвили
Алиса. «Два в одном» (2007), режиссер Кира Муратова
Зоя. «Жестокость» (2007), режиссер Марина Любакова
Катя. «Сезон дождей» (2007), режиссер Сергей Дебижев
Лягурина (озвучание). «Лягушачий рай» (2007), режиссер Сергей Баженов
Мать. «Догнать брюнетку» (2008), режиссер Наталья Полякова
Алла. «Generation П» (2008), режиссер Виктор Гинзбург
Богатая дама. «Мелодия для шарманки» (2008), режиссер Кира Муратова
Режиссерские работы:
«Нет смерти для меня» (2000)
«Богиня: как я полюбила» (2004)
«Нежнейшее нежнейшим» (2005, короткометражный)
«Зеленый театр в Земфире» (2008)
Сценарист:
«Ленинград. Ноябрь» (1990), режиссеры Андреас Шмидт, Олег Морозов
«Нелюбовь» (1991), режиссер Валерий Рубинчик
«Трактористы II» (1992), режиссеры Игорь Алейников, Глеб Алейников
«Увлеченья» (1994), режиссер Кира Муратова
«Принципиальный и жалостливый взгляд» (1995), режиссер Александр Сухочев
«Мужские откровения» (1996), режиссер Юрий Грымов
«Три истории» (1997), режиссер Кира Муратова
«Страна глухих» (1998), режиссер Валерий Тодоровский
«Нет смерти для меня» (2000), режиссер Рената Литвинова
«Небо. Самолет. Девушка» (2002), режиссер Вера Сторожева
«Богиня: как я полюбила» (2004), режиссер Рената Литвинова
«Нежнейшее нежнейшим» (2005, короткометражный), режиссер Рената Литвинова
«Вокальные параллели» (2005), режиссер Рустам Хамдамов
«Два в одном» (2007), режиссер Кира Муратова
Музыкальные клипы:
«Речной трамвайчик» (2001), Алла Пугачева
«Ты мне пишешь» (2003), Юля Бужилова
«Прогулка» (2005), Земфира
«Блюз» (2005), Земфира
«Самолет» (2005), Земфира
«Итоги» (2005), Земфира
«Отымела» (2005), Корней
«Мы разбиваемся» (2007), Земфира
В театре:
Раневская. «Вишневый сад», МХТ им. А.П.Чехова, режиссер Адольф Шапиро